Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Архитектура

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.

Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого — так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

Примером сочетания всех трех типологических приемов был виртуозный проект Воскресенской церкви Свято-Троицкой Сергиевой пустыни (А.А.Парланд и о. Игнатий, 1872-1884). Центр композиции составлял храм «с четырьмя апсидами». Его окружали четыре невысокие боковые главки, составлявшие вместе с центральной каноничное пятиглавие. Композицию дополнял «базиликальный» характер интерьера, выраженный во внешнем облика храма. В дальнейшем, эти композиционные находки встречались в проектах монастырских и приходских храмов (Крестовоздвиженский храм Свято-Никольского монастыря в г. Верхотурье Пермской губернии, 1905-1913).

 Получили распространение другие композиции, например, однокупольные с широким и плоским куполом, по примеру константинопольского Софийского собора, базиликальные, применявшиеся, при проектировании домовых храмов.

Осознание различий между «византийской» и «русской» стилистиками заострилось в середине XIX столетия в профессиональной архитектурной среде благодаря изучению источников, - древнерусского и византийского архитектурного наследия. Архитекторам-практикам стало абсолютно ясно, что своеобразие «русского стиля» основывалось на совершенно ином «архитектурном языке», чем «византийского». Особенно ярко это проявилось в период архитектурных поисков второй половины 1850-х – 1870-х годов и формирования двух направлений в архитектуре и искусстве.

Архитектура эпохи великой Французской Революции

Архитектура Франции эпохи Наполеона I

Архитектура Германии Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX а был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К Л. фон Кленце.

Архитектор Лео фон Кленце

Британский парламент

1.6. «Русский стиль»: изучение исторических образцов и своеобразие типологии. Поколение учеников К.А.Тона стремилось к «преодолению» «классицистических» основ формообразования, многие годы служивших единственным мерилом художественной оценки произведений архитектуры, и видели одной из приоритетных задач расширение возможностей архитектурного языка за счет расширения исторических источников для проектирования «в стилях». Заинтересованное отношение к памятникам зодчества было продиктовано необходимостью все более глубокого изучения забытых и потому заново открываемых закономерностей формообразования для использования в архитектурной практике. Это устремление получало живую поддержку со стороны заказчиков, главным из которых выступал императорский двор Александра II.

Процесс осознания ценности истории архитектуры заказчиками и зодчими неразрывно связан с мероприятиями по законодательной охране наследия, а реставрация и изучение архитектурных памятников признавались делом государственной важности. Многообразная работа правительства в этом направлении была сосредоточена в министерстве Императорского двора (Академия художеств, Археологическая комиссия), министерстве Внутренних дел, министерстве Народного просвещения и Священном Синоде. Начиная с 1822 года целый ряд законодательных мер имел целью сохранение культурного наследия, но только в 1830-х – 1860-х годах эти меры стали приобретать всеобъемлющий характер. Исследования памятников зодчества опиралось на покровительство власти и меценатов.

 

Лекции по истории культуры и искусства