Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Живопись Испании

После расцвета в XVII столетии испанская живопись переживала упадок. Её художники работали под влиянием итальянской и французской традиций, а их полотна были слабыми и подражательными.

Во второй половине XVIII в. в Испании произошли перемены. Король Карл III (1759—1788 гг.) из французской династии Бурбонов придерживался прогрессивных для своего времени взглядов. Его советники, пытаясь преобразовать страну в духе идей Просвещения, проводили реформы, ограничивавшие власть Церкви.

В это время сформировался талант Франсиско Гойи, одного из самых выдающихся художников в истории не только испанского, но и мирового искусства. В его работах как в зеркале отразились события, происходившие в стране на протяжении более чем пятидесяти лет, — правление безвольного короля Карла IV (1788—1808 гг.), вторжение войск Наполеона, национально-освободительная война, первая испанская революция...

1.4. Столица и провинция: «программы» распространения «византийского стиля». «Византийский стиль» становится выразителем вселенских идеалов православия, напоминая об исторических корнях православной церкви и православной монархии. Путем созидания архитектурных образов, утверждались права России как преемницы православной и государственной роли Византии в регионах ее традиционного исторического влияния. Примечательно, что первые шаги в развитии «византийского стиля» были связаны с осуществлением правительственной программы храмостроения в бывших провинциях Византийском империи и исторических центрах православия - в Святой Земле, на Кавказе, в Крыму и Киеве. Храмы в столь далеких друг от друга регионах возводились почти одновременно в начале 1860-х – 1870-х годах.

В композиции «романо-византйского» иерусалимского Свято-Троицкого храма Русской Духовной миссии (М.И.Эппингер, 1860-1872) идея центричного «крестовокупольного» храма соединилась с базиликальной, а программа росписи отвечала идее единства истории вселенской и русской православной церкви. В близкой стилистике строились Вознесенская церковь и церковь Казанской Божией Матери (по эскизам архимандрита Антонина (А.И.Капустина).

Франсиско Гойя (1746-1828)

«Зонтик» и «Продавец посуды»

Серия «Капричос»

«Одетая маха» и «Обнажённая маха»

«Портрет королевской семьи» и «Портрет Исабели Ковос де Порсель»

Серия «Бедствия войны»

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и

«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

Цикл росписей «Дома глухого»

Собор св. Александра Невского в Тифлисе (инициаторы проекта: в. кн. Михаил Николаевич, протоиерей С.И.Гумилевский, граф С.А.Шереметев, арх. Д.И.Гримм и Р.А.Гедике) стал главным произведением «византийского стиля» на Кавказе и развивал идеи Р.И.Кузьмина (Греческая церковь в Санкт-Петербурге, 1860), опиравшиеся на опыт св. Софии Константинопольской (придание зданию вертикальной динамики; введение дополнительных апсид, изменение пропорций и размеров, дополнение галереей). На развитие стиля оказал огромное конкурсный проект В.А.Шретера и А.Л.Гуна (1866). Примечательно, что проект Л.В.Даля в «русском стиле» одобрения не получил.

Храмостроение Крыма представлено творчеством А.А.Авдеева - «первого знатока византийского стиля». В проектах Свято-Владимирского собора (1862-1888, императорский заказ), интерьере Никольского храма (1857-1870), часовни в Инкермане, церкви в Ореанде (1885, заказ в. кн. Константина Николаевича) он показал прекрасное понимание своеобразия пространства интерьера, с использованием переосмысленных приемов византийского зодчества, великолепное владение искусством декора.

Свидетельством духовной преемственности между средневековой Византией и Россией XIX столетия стал Владимирский собор в Киеве (И.В.Штром, П.И.Спарро, Р.Б.Бернгард, 1853-1896), сооруженный «во вкусе афинских церквей». Возведение Христорождественского собора в Риге (Р.К.Флуг, 1875-1883) отвечало правительственной «программе» покровительства православным братствам западных губерний. Двухъярусная структура барабанов (влияние тифлисского проекта В.А.Шретера и А.Л.Гуна) позволяла полнее отобразить в росписи образы небесной иерархии.

 

Лекции по истории культуры и искусства