Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Живопись Германии

Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём. Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом.

В раздробленной стране почти каждый город был столицей или университетским центром. Немецкие государи нередко стремились восполнить свою политическую слабость покровительством наукам и искусству. Самым увлечённым и щедрым из этих меценатов на троне оказался баварский король Людвиг I.

В те годы в Германии сильным было увлечение Средневековьем, возрос интерес к национальной истории и культуре. В Нюрнберге периодически проходили празднества памяти немецкого мастера эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Братья Буассере — Сульпиций (1783—1854) и Мельхиор (1783— 1859) — собирали памятники старинного искусства. Их галерея в Штутгарте насчитывала свыше двухсот произведений XIV—XVI вв., большинство из которых в 1826 г. влилось в коллекцию мюнхенской Пинакотеки (ныне этот музей называется Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятся произведения живописи XIX—XX вв.).

Германия сыграла исключительную роль в истории романтизма — направления в европейской культуре конца XVIII — первой половины XIX в. Именно немецкие писатели и критики были его первыми теоретиками. Книга Вильгельма Генриха Вакенродера (1773—1798) «Сердечные излияния монаха — любителя искусств» (1797 г.) стала манифестом романтизма в изобразительном искусстве: она провозгласила решительный отказ от любых «правил красоты» и объявила основой творчества искреннее чувство. Сам термин «романтизм» был введён Фридрихом Шлегелем (1772—1829), немецким критиком, философом и писателем.

Филипп Отто Рунге (1777-1810)

«Портрет детей Хюльзенбек» и «Портрет родителей художника с внуками»

«Шар цветов»

Серия «Времена суток»

Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

«Крест в горах»

«Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу»

«Исполиновы горы»

«Женщина у окна»

«Меловые скалы на острове Рюген»

Назарейцы (1) Новой чертой культурной жизни Европы в XIX в. стало появление групп художников, связанных общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз Святого Луки» (нем. Lukasbund), который основали в 1809 г. студенты Венской академии художеств Фридрих Иоганн Овербек (1789—1869) и Франц Пфорр (1788—1812).

Назарейцы (2)

Живопись Бидермецера (1)

Живопись Бидермецера (2)

Государственные музеи Берлина

«Шар цветов»

В 1810 г., в год смерти Рунге, вышла его книга «Шар цветов, или Конструкция соотношения всех смешанных цветов и их родственных связей, с приложением опыта выведения гармонии соотношения красок», получившая высокую оценку Гёте. Схема цветовой гармонии живописца походила на глобус, в котором роль «полюсов» играли белый и чёрный цвета, а «экватор» был составлен из двенадцати чистых красок — жёлтой, красной, синей и т. д. — и их производных. Светлые и тёмные оттенки каждого цвета стали «меридианами», проходившими от чёрного «полюса» к белому через цветной «экватор». Художник представил свою модель и в разрезе: все разнообразные цвета её поверхности постепенно меркнут в недрах шара и сливаются в серую точку — центр сферы, начало и коней всех красок. Рунге не просто искал оптимальное соотношение цветов для своей палитры, он воспроизвёл систему мироздания по учению очень чтимого им немецкого философа-мистика Якоба Бёме (1575—1624). Бог, которого Бёме называл Великим Ничто (подобно серому центру сферы Рунге), порождает всё многообразие духовного и материального мира.

Й. Гантнер (1896-1988): от художественного творения к художественному творчеству. «Ревизия истории искусства» (1932): бессилие традиционных историй культуры, духа и форм (психология как обеспечение «пути вовнутрь» – прояснение «душевной ситуации и человеческого поведения»; возврат к истокам творчества – преодоление разрыва между археологией и историей искусства). Смысл понятия «префигурация» (предуготовленные формы, развиваемые художником «в себе и из себя»). «Внепредметный» характер префигурации (пример – в том числе и творчество В.Кандинского). Художественная форма как non finito – процессуальный и, соответственно, открытый (в сторону бытия) характер формообразования (художественное творчество внутри себя не может быть завершено – выход в мир, который единственный имеет конец). Смысл дискуссии Гантнера с Фоссийоном и Балтрушайтисом по поводу романской пластики.

Формально-стилистическая концепция П. Франкля (1878-1962): религиозно-метафизические основы стилевых явлений. Три исторических стиля (предклассический–классический–постклассический) в сочетании с двумя стилистическими модусами (стиль ставший и стиль становящийся). Типология стилевых явлений (стили фигуративный, реляционный, соединяющий, индивидуальный, гармонизирующий, ординальный, материальный и т.д.).

Филипп Отто Рунге. Портрет родителей художника с внуками. 1806г. Картинная галерея, Гамбург.

 

Филиппа Отто Рунге можно назвать одним из самых ярких представителей романтизма в немецкой живописи первой половины XIX столетия.

Художник родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования. В 1799—1801 гг. Рунге учился в Академии художеств в Копенгагене, затем перебрался в Дрезден, где поступил в местную Академию художеств и познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте. Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля.

Большую часть творческого наследия Рунге составляют портреты. Тщательная проработка деталей, жёсткость линий и безыскусная чистота красок некоторых его работ напоминают творения живописцев-самоучек. Именно таковы портреты детей семейства Хюльзенбек (1805 г.) и родителей художника с внуками (1806 г.).

Картина «Мы втроём» (1805 г., в 1931 г. погибла при пожаре) изображала художника вместе с невестой и братом Даниэлем. Каждый из них погружён в свои мысли, однако это не разобщает молодых людей: они не нуждаются в словах, чтобы понять переживания друг друга. Это настроение «молчаливого братства» усиливает лесной пейзаж, написанный в ясной, суховатой манере; герои картины так же неразлучны, как деревья одного леса.

Лекции по истории культуры и искусства