Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Томас Лоуренс

Томас Лоуренс. Портрет леди Э. X. Фицрой. Около 1815 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Сэр Томас Лоуренс (1769-1830) был последним выдающимся английским портретистом конца XVIII - первой половины XIX в. Он работал главным образом в жанре парадного портрета. Художник изображал представителей английского королевского дома, аристократов, писателей, актеров и собратьев-художников, виртуозно схватывая внешние черты своих героев и придавая им аристократический лоск. В 1820 г. он возглавил Королевскую академию искусств. Против безудержного наступления машин выступили некоторые мыслящие люди из высокообразованных слоёв.

Холст, масло 62 х 48 см Париж, Лувр

8. Тосканский мастер Голова Христа Около 1175-1225

Уильям Блейк (1757-1827)

«Дитя-радость»

Сюжеты из Библии

«Паоло и Франческа» («Вихрь влюблённых»)

Джон Констебл (1776-1837) Джон Констебл родился и вырос в деревне Ист-Бергхолт, расположенной в живописной Дедхемской долине на юго-востоке Англии. Целые дни он проводил на принадлежавшей его отцу мельнице, которая стояла на реке Стур, а в свободное время рисовал.

«Плотина и мельница в Дедхеме»

«Белая лошадь»

«Телега для сена»

«Стокбай Нейленд»

«Дедхемская долина»

Уильям Тернер (1775-1851) Джозеф Меллорд Уильям Тернер родился в Лондоне. Его отец держал парикмахерскую. В те времена парикмахерская была таким же местом встреч и разговоров, как традиционная английская пивная. Здесь бывали художники, гравёры и поэты. Отец развешивал на стенах акварели сына для продажи.

«Кораблекрушение»

«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы»

«Невольничье судно»

«Дождь, пар и скорость»

«Пожар лондонского Парламента»

Деталь распятия Дерево, темпера Флоренция, Галерея Уффици

Многие предпочтут блистающую изяществом работу итальянца Мелоццо да Форли (илл. 5) работе его северного современника (илл. 6). Мне нравится и та, и другая. Чтобы воспринять своеобразную красоту мемлинговского ангела, потребуется чуть большее усилие, но с того момента, как нас пере­стала смущать некоторая скованность фигуры, открывается бесконечная пленительность его образа.

То, что относится к красоте, относится и к выразительности. В самом деле, часто именно выразительные, экспрессивные качества определяют нашу положительную или отрицательную оценку. Некоторым людям нравится находить в картинах легко понятные и глубоко волнующие их чувства. Когда Гвидо Рени, итальянский художник XVII века, писал голову распятого Христа {илл. 7), он несомненно хотел, чтобы зритель прочел в этом лице предсмертные муки, увидел величие Страстей Христовых. Немало людей последующих столетий находили себе в этом образе Спасителя утешение и поддержку. Выраженные здесь чувства сильны и общепонятны, поэтому

9
Альбрехт Дюрер
Заяц. 1502

Лекции по истории культуры и искусства