Изображения на технических чертежах Выполнение сборочного чертежа Живопись и архитектура Франции Французская пейзажная живопись Фотография как искусство


315. Симеон Шарден. Кухонный натюрморт. Ок. 1731 г. Холст, масло. 31,8 х 39,1 см. Музей Ашмола, Оксфорд. По завещанию г-жи В. Ф. Уэлдон Художники-импрессионисты Художники эпохи Просвещения

Виже-Лебрен. Самое ясное представление о французском рококо можно извлечь из предметов, так как преображение человеческого образа составляет суть этой эпохи. Знатные особы наделялись на портретах иллюзией характера, который рактерным кремоватым оттенком, при этом аналитический подход сочетается у французского живописца с изысканным лиризмом. Для раскрытия внутренней сути вещей Шарден прибегает к обобщению форм, видоизменяя их внешний вид и фактуру, но не стремясь к тщательному прописыванию деталей. Шарден умел найти скрытую поэзию даже в самых непритязательных предметах и наполнить их вневременным достоинством. Обстановка на его натюрмортах выглядит, как правило, одинаково скромно — в отличие от своих голландских предшественников, он не стремится к «облагораживанию предмета». В его «Кухонном натюрморте» (илл. 315) мы видим только обычные вещи, какие можно встретить на любой кухне: глиняные горшки, кастрюлю, медный кувшин, кусок сырого мяса, копченую селедку, два яйца. Но какими важными они предстают на картине и как основательно, прочно расставлены они по отношению друг к другу. Каждый предмет представляется художнику — и нам вместе с ним! — бесконечно ценным, заставляющим вновь и вновь его разглядывать. Несмотря на очевидное в этой прекрасно сбалансированной композиции внимание Шардена к формальной стороне живописи, он воспроизводит эти вещи на холсте с любованием, близким к почитанию. Помимо их форм, цвета и фактуры, они дороги ему и как символы жизни простого народа.

был как бы естественным атрибутом их положения в обществе, проистекая из их благородного происхождения. Наиболее значительными достижениями портретного искусства рококо стали женские образы, что едва ли было удивительно для общества, в котором господствовал культ любви и женской красоты. И показательно, что среди тех, кто добился в этом направлении наибольших успехов, была художница — Мари-Луиз-Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842).

На протяжении всей своей долгой жизни Виже- Лебрен пользовалась огромной славой, которая привела ее чуть ли не в каждый уголок Европы, в том числе и в Россию, куда она бежала от Французской революции. Виже написала «Герцогиню де Полиньяк» (илл. 316) через несколько лет после того, как стала придворной портретисткой королевы Марии Антуанетты, и этот портрет является ярким подтверждением ее незаурядного таланта. Молодая герцогиня очень обаятельна, и это обаяние вечно юной Венеры Буше (см. илл. 313) становится еще более убедительным благодаря превосходно воспроизведенному художницей наряду. В то же время в приподнятом настроении, которое характерно для причудливо-театрального рококо, присутствует и нота преходящести.

316. Мари-Луиз-Элизабет Виже-Лебрен. Герцогиня де Полиньяк. 1783 г. Холст, масло. 98,4 х 71,1 см. Национальный трест усадьбы Вардисон

Лирический образ герцогини, которую как бы прервали во время пения, сродни вымышленным поэтическим созданиям с картины Ватто «Паломничество на остров Киферу» , а изысканность чувств сближает ее с героиней картины Шардена «Возвращение в рынка»

На главную