В зацеплении Новикова Повреждение поверхности зубьев Проверочный расчет на выносливость при изгибе Приводные ремни и область их применения Проектирование новой машины Проектный расчет валов Муфты продольно-разъемные


Курсовой проект по дисциплине "Детали машин"

Цепные муфты

Цепные муфты отличает возможность использования серийно изготавливаемых цепей, небольшие габаритные размеры, простота монтажа без осевых смещений соединяемых валов, способность компенсировать радиальные и угловые смещения валов за счет взаимных перемещений деталей муфты и наличия зазоров. Из-за наличия в цепных муфтах значительных зазоров их не применяют в реверсивных приводах и приводах с большими динамическими нагрузками.

Широко распространены однорядные цепные муфты с однорядной роликовой цепью. Однако муфты с двухрядной роликовой цепью обладают большей компенсирующей способностью. Основной причиной отказа муфт является повышенный люфт при вращении, вызванный изнашиванием зубьев звездочек и шарниров цепи.

На рис. 15.15 представлена цепная муфта по ГОСТ 20742-81, состоящая из двух одинаковых звездочек, соединенных однорядной роликовой цепью по ГОСТ 13568-97 и кожуха. Разъемный кожух защищает от загрязнения смазочный материал и обеспечивает его удержание.

 

Рис. 15.15. Муфта цепная по ГОСТ 20742-81

Муфты передают вращающий момент от 63 до 8000 Н·м. Посадочный диаметр –  мм ( – диаметр цилиндрической посадочной поверхности;  – конической).

Полумуфты изготовляют четырех типов: с цилиндрической посадочной поверхностью по ГОСТ 12080-72; с конической посадочной поверхностью по ГОСТ 12081-72; с отверстием на валы с эвольвентными шлицами по ГОСТ 6033-80; с отверстием на валы с прямобочными шлицами по ГОСТ 1139-80. Полумуфты первых двух типов изготавливают двух исполнений: на длинные концы валов, на короткие концы валов.

Полумуфты изготовляют из сталей марки 45 по ГОСТ 1050-74 или марки 45Л по ГОСТ 977-75 при твердости 40…45 HRC. Размеры и предельные отклонения профиля зубьев полумуфт – по ГОСТ 591-69, точность размеров выдерживают по 2-му классу. При номинальном вращающем моменте до 1000 Н·м и частоте вращения до 10 с-1 допускается применение муфт без кожухов; точность размеров зубьев полумуфт устанавливают по 3-му классу (ГОСТ 591-69), размер  – по Н9.

На рис. 15.16 представлена конструкция двухрядной цепной муфты фирмы “Крофтс”, допускающей угловое смещение валов до 2° и радиальное смещение до 1 мм.

Рис. 15.16. Муфта цепная двухрядная

Дисковые муфты

Муфты пальцевые с металлическими дисками или серьгами (полужесткие муфты) в конструктивном отношении просты и не требуют ухода в процессе эксплуатации. Однако муфта компенсирует только угловое смещение валов.

На рис. 15.17 представлен вариант исполнения полужесткой дисковой муфты по ГОСТ 26455-85. Муфта состоит из одинаковых полумуфт 1 и 5 и пакета плоских металлических дисков 3. Болтами 8 и гайками 6 диски притягиваются через шайбы 7 к полумуфте 1, а болтами 4 и гайками 2 – к полумуфте 5. Болты 8 и 4 расположены через один по окружности диска. Диски 3 термически обработаны. Муфта предназначена для передачи вращающего момента от 40 до 6300 Н·м и компенсации угловых смещений осей валов. Предусмотрено три исполнения муфт: одинарная (рис. 15.18, а), сдвоенная с промежуточной втулкой (рис. 15.18, б), сдвоенная с промежуточным валом (рис. 15.18, в). Полумуфты имеют исполнение на длинные концы валов по ГОСТ 12080-66.

Радиальное смещение валов, соединяемых муфтами (рис. 15.18, б и в) определяется по формуле

,

где  – расстояние между пакетами дисков;  – угловое смещение валов одинарной муфты.

Шарнирные муфты

В шарнирных муфтах использован принцип работы пространственного шарнира Гука. Они служат для передачи вращающего момента между валами, имеющими большое угловое смещение осей (до 40…45°), которое может изменяться в процессе вращения муфты. Эти муфты применяют в широком диапазоне нагрузок от 12,5 Н·м до 30 кН·м.

Рис. 15.17. Муфта дисковая полужесткая по ГОСТ 26455-85

 

Рис. 15.18. Варианты исполнения муфты дисковой полужесткой

 

Обычно муфта состоит из двух вилок и промежуточной детали в виде крестовины, шарнирно соединенной с концами вилок. Плоскости вилок повернуты относительно друг друга на 90°. Соединяя две муфты промежуточным валом, можно обеспечить передачу момента при радиальном смещении осей валов (рис. 15.19). Конструкция, в которой две шарнирные муфты соединяют промежуточным валом, называют карданным валом.

Шарнирные муфты применяют:

– для компенсации неточности расположения валов, возникающей при сборке, при деформации рамы и рессор (транспортные и другие машины);

– для передачи вращения “переставным” валам (шпиндели многошпиндельных сверлильных станков, валки прокатных станов и т.п.);

–для передачи вращения валам, изменяющим положение во время работы (консоли фрезерных станков и т.п.).

По габаритным размерам и передаваемым вращающим моментам шарнирные муфты делят на следующие типы:

– малогабаритные, предназначенные для передачи малых моментов от 12,5 до 1280 Н·м; у них шарниры размещены в габаритных размерах ступиц полумуфт;

– крупногабаритные, предназначенные для передачи средних и больших моментов от 10 до 800 000 Н·м.

 

Рис. 15.19. Схема вала с шарнирными муфтами


Методы повышения износостойкости деталей машин