Пейзажный парк в английской культуре XVIII века

История искусства
Обзор Европейского и Русского искусства
Живопись и архитектура Франции
Французская пейзажная живопись
Фотография как искусство
Ядерная энергетика
Ядерный топливный цикл
Реактор"Феникс"
Оружейный уран и плутоний
Добыча урановой руды
Обогащение урана
Атомная бома «Малыш»
Радионуклиды
Транспортировка радиоактивных веществ
Твэлы энергетических реакторов
Радиохимические заводы России
Нормы радиационной безопасности
Экология тепловой энергетики
Фильтры очистки
Курсовой проект по дисциплине
"Детали машин"
Технические требования на чертеже
редуктора
Выбор параметров и расчёт цилиндрических
зубчатых передач
Расчёт зубьев червячного колеса на
выносливость
Пример выполнения курсового проекта
Расчет резьбовых соединений
Зубчатые передачи
Методы повышения износостойкости
деталей машин
Червячные передачи
В зацеплении Новикова
Повреждение поверхности зубьев
Проверочный расчет на выносливость
при изгибе
Приводные ремни и область их применения
Проектирование новой машины
Проектный расчет валов
Муфты продольно-разъемные
Классификация приводных муфт
Лабораторные по сопромату
Испытание материалов на выносливость
Определение деформаций при косом
изгибе балки
Расчет на жесткость
Расчет на прочность
Лекции по физике
Динамика твердого тела
Вынужденные колебания и волны
Основы термодинамики
Диэлектрики
Получение переменного тока
Оптика
Фотоэлектрический эффект
Примеры выполнения курсовых работ
по электротехнике и электронике
Расчет
цепи постоянного тока
Расчет методом узловых потенциалов
Методика расчёта линейных электрических
цепей переменного тока
Трехфазные электрические цепи
Соединение потребителей звездой
Расчет переходных процессов
Промышленная электроника
Контрольная работа по математике
Элементы линейной алгебры
Векторная алгебра
Функции
Элементы теории множеств
Производная сложной функции
Ряды Фурье в комплексной форме
Двойной интеграл
Тройной интеграл
Курс лекций техническое черчение
Содержание сборочного чертежа
Общие правила оформления
разрезов и сечений
Построение шестерни на валу

В то время пока английские поэты формировали свой вкус на изучении знаменитых живописцев, проектировщики парков черпали свое вдохновение у тех и других. Полотна Никола Пуссена считались лучшим учебным пособием для разбивки парков хорошего вкуса (илл.11, 12). В соответствии с эстетическими взглядами палладианцами самая желательная реакция у посетителя такого парка - чувство меланхолии, родственное чувству, возникающему при созерцании пейзажных полотен. Отсюда такая любовь к темно-красным и коричневым оттенкам осени, которые с одной стороны усиливали это чувство, с другой стороны воспроизводили цветовую гамму академической школы живописи того времени. На практике распределение света и тени достигалось простым чередованием вечнозеленых и цветущих кустарников.

Парадокс в том, что регулярные сады XVII века, выродившиеся в парки повышенной декоративности, оставались самостоятельным искусством, что нельзя сказать о ранних «ландшафтных» парках. Ограниченный бесчисленными правилами художник, подобный Ленотру, тем не менее, мог свободно следовать за своим воображением без необходимости воспроизведения произведений изобразительного искусства. Внутри изгородей и зеленых стен боскетов было достаточно пространства для претворения его фантазий. «Пейзажные» проектировщики ставили себе ограничения и были скованы необходимостью подражания живописи.

Первым профессиональным проектировщиком, который придерживался этих идей, был Чарльз Бриджмен, который первым ввел в практику свободную разбивку парка, групповые посадки деревьев. Он отказался от фигурной стрижки и от заборов, заменив их небольшими рвами, что являлось оригинальным приемом. Но его еще нельзя в полной мере отнести к движению Романтизма, так как в творчестве Бриджмена прослеживается жесткость планировки, характерной для садов предшествующего века (резиденция Георга I в Стоу).

Наряду с профессионалами в это время работали садоводы – любители, джентльмены, как их тогда называли. В имении Чарльза Гамильтона в графстве Сюррей был создан один из самых ранних и очаровательных пейзажных парков. Здесь живописные пейзажи наполнялись большим количеством храмов, беседок, хижин, что также было характерно для садово-паркового искусства этого направления. Готические храмы и руины, грот, итальянский мавзолей, храм Бахуса, Эрмитаж (жилище отшельника), - все эти сооружения романтического толка были призваны вызывать у посетителя размышления о бренности всего живого. Этой же цели служили посадки шотландской сосны, чья темная хвоя прекрасно отвечала требованиям романтиков к деревьям и кустарникам. Чем темнее и уединенней была аллея, тем больше она способствовала возникновению глубоких размышлений, эмоциональных переживаний и воспоминаний.

Этим творческим методом следовал в своем творчестве и другой архитектор – любитель – Шенстон, поэт и очеркист. Он создавал картины, и сад был серия картин, композиции которых выполнялись согласно трем основным принципам - меланхолии, мечтательности и возвышенности. Иногда место легкой меланхолии занимало мрачное уныние при проектировании зон «восточного» парка в китайском вкусе. Следование этим требованиям служило гарантией достижения красоты и гармонии. Беседка на воде, небольшое сооружение из необработанного камня, и жилище отшельника из ветвей орешника – романтические постройки этого парка. В отличие от других авторов Шенстон основным считал соотношение главного дома и парка, предлагая во всех частях проекта придерживаться субординации, наметив этим современный принцип планировки.

Они подготовил почву для появления ближайшего последователя Уильяма Кента. Он был именно тем человеком, который мог воспринять новые идеи и притворить их на практике. Приехав из Йоркшира в Лондон учиться живописи, он овладел несколькими профессиями и достиг таких успехов, что продолжил свое образование в Италии, где познакомился с лордом Берлингтоном. Во всех своих садовых работах он оставался в большей степени живописцем, чем архитектором. Он стремился перестроить природу по композициям картин классического пейзажа, по которым, видимо, учился за рубежом и восхищался, старался получить живописные эффекты. По сути Кент заменил один вариант формализма на другой. Он, отказавшись совершенно от искусства стрижки растений, любил использовать такой прием, как посадка засохших деревьев, чтобы создать впечатление реальности и естественности.

Но традиционный «живописный» или ландшафтный парк еще долго занимал главенствующее положение в садово-парковом искусстве. Причиной его популярности, помимо интереса к природе, поддерживаемого писателями-романтиками английской «озерной школы», следует считать наступление индустриальной революции. Став «мастерской мира», Великобритания первая почувствовала на себе последствия промышленного прогресса. Для сохранения природы острова требовалось бережное отношение к старым загородным поместьям, которые всегда были символом незыблемости английских традиций. Таким образом, английская усадьба, вызванная к жизни условиями развития культуры определенного периода, осталась хранительницей идеалов взаимоотношений человека и природы.

 

Приложение

Илл.1 Вильгельм III (1650 – 1702).

Илл.2 Хет Ло. Летняя резиденция Вильгельм III в Голландии.

 

Илл.3,4 Сад Мастера сетей. Китай.

 

Илл.5,6 Лорд Берлингтон (1694–1753).

 Чарльз Бриджмен Вилла в Чизвике.

 

Илл.7 Александр Поуп (1688 – 1744). Илл.8 Клод Лоррен (Желле) (1600 -1682).

 

Илл.9 Клод Лоррен. Пейзаж с Илл.10 Сальватор Роза (1615 – 1673)

нимфой Эгерией и царем Нумой.  Марина с башнями 1640-е гг.

  

 Илл.12 НиколаПуссен (1594 – 1665).

 Илл.11 Никола Пуссен Пейзаж с Орфеем

 и Эвредикой 1648 г. 

Илл.13 Чарльз Бриджмен

 (1690 –1738).

Илл.14 Чарльз Бриджмен Хэмптон-Корт.

Описание: William Kent / Уильям Кент

Илл.13 Уильям Кент (1685 – 1748).

Илл.14 Уильям Кент Роусхем.

На главную