Пейзажный парк в английской культуре XVIII века

История искусства
Обзор Европейского и Русского искусства
Живопись и архитектура Франции
Французская пейзажная живопись
Фотография как искусство
Ядерная энергетика
Ядерный топливный цикл
Реактор"Феникс"
Оружейный уран и плутоний
Добыча урановой руды
Обогащение урана
Атомная бома «Малыш»
Радионуклиды
Транспортировка радиоактивных веществ
Твэлы энергетических реакторов
Радиохимические заводы России
Нормы радиационной безопасности
Экология тепловой энергетики
Фильтры очистки
Курсовой проект по дисциплине
"Детали машин"
Технические требования на чертеже
редуктора
Выбор параметров и расчёт цилиндрических
зубчатых передач
Расчёт зубьев червячного колеса на
выносливость
Пример выполнения курсового проекта
Расчет резьбовых соединений
Зубчатые передачи
Методы повышения износостойкости
деталей машин
Червячные передачи
В зацеплении Новикова
Повреждение поверхности зубьев
Проверочный расчет на выносливость
при изгибе
Приводные ремни и область их применения
Проектирование новой машины
Проектный расчет валов
Муфты продольно-разъемные
Классификация приводных муфт
Лабораторные по сопромату
Испытание материалов на выносливость
Определение деформаций при косом
изгибе балки
Расчет на жесткость
Расчет на прочность
Лекции по физике
Динамика твердого тела
Вынужденные колебания и волны
Основы термодинамики
Диэлектрики
Получение переменного тока
Оптика
Фотоэлектрический эффект
Примеры выполнения курсовых работ
по электротехнике и электронике
Расчет
цепи постоянного тока
Расчет методом узловых потенциалов
Методика расчёта линейных электрических
цепей переменного тока
Трехфазные электрические цепи
Соединение потребителей звездой
Расчет переходных процессов
Промышленная электроника
Контрольная работа по математике
Элементы линейной алгебры
Векторная алгебра
Функции
Элементы теории множеств
Производная сложной функции
Ряды Фурье в комплексной форме
Двойной интеграл
Тройной интеграл
Курс лекций техническое черчение
Содержание сборочного чертежа
Общие правила оформления
разрезов и сечений
Построение шестерни на валу

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. Английский парк преодолел и дискредитировал традиции регулярного сада. Истоки пейзажного парка восходят к культуре Романтизма, охватившей литературу, живопись и садово-парковое искусство. В последнем нашла свое отражение семантическая система образов, обращенная к человеку новых взглядов, просвещенному зрителю. Сопоставляя творчество Бриджмана, Шенстона, Гамильтона и Кента, можно проследить становление принципов пейзажного парка, развитие приемов пространственного ансамбля, колористического решения и растительных композиций.

Ключевые слова: английский сад, картина, китайское искусство, композиция, ландшафтная архитектура и дизайн, литература, пейзажный парк, поместье, Романтизм, садово-парковое искусство.

Основополагающие черты английской жизни до сих пор коренятся не в городе, а в деревне. Идеалом горожанина остается свой собственный загородный дом. Но любовь к природе носит отнюдь не сельскохозяйственный характер. Жизнь в загородном поместье всегда была привилегией избранных. Сельская местность с ее лугами и охотничьими угодьями, усадьбами и парками несет на себе печать быта и нравов старой земельной аристократии. Новое отношение к природе и роли человека по отношению к ней, которое распространилось среди английского дворянства в XVIII веке, в свою очередь оказало влияние на социальную жизнь общества и, в целом, на национальный характер. Каковы же условия, при которых английская усадьба получила свой законченный вид, столь известный и прославленный в литературе и живописи?

Для всестороннего анализа необходимо проследить развитие ландшафтной архитектуры в рамках общих художественных тенденций конца XVII века. Искусство регулярного парка распространилось в Великобритании под влиянием творчества Ленотра. Свое логическое завершение такой парк получил во время правления Вильгельма III и Марии. При дворе короля Вильгельма Оранского был модным голландский парк, с его оранжереями и любовью к курьезам (илл.1,2). Стрижка деревьев придавала им искусственный вид, а аксессуары в саду приняли самые фантастические формы. Влияние Ренессанса, которое также пришло из Голландии, на английской почве превратилось в некую пародию на итальянское искусство. Топиарная стрижка деревьев превратилась в ремесленничество, экстравагантность заняла место изысканности. По воспоминаниям современников вместо деревьев и кустарников парки «населяли» мифологические и литературные персонажи в виде зеленой скульптуры: чудовища, гиганты, монстры, дополненные стихотворными девизами из остролиста. Дискредитация стиля регулярного парка приводит к его упадку. Между тем у этих парков было одно характерное новшество. Здесь впервые стена, огораживающая сады, начиная со средневековья, была заменена на декоративную металлическую решетку с кованными железными воротами. Таким образом, исчезла преграда, в течение длительного времени отделявшая сад и окружающий ландшафт.

Социальные изменения, произошедшие в Англии в конце XVII – начале XVIII веков, привели к возникновению нового стиля, отвечавшего идеалам общественного прогресса. На базе достижений в экономике, науке и географии культура Великобритании XVIII века дала блистательные результаты. На протяжении почти всего столетия английские философия и литература привлекали к себе внимание передовых мыслителей Европы. Даже поверхностное знакомство с английской литературой и художественной теорией этого периода делает очевидным утверждение Романтизма, одним из ярких проявлений которого стал пейзажный парк. Возрождение интереса к национальной Готике в архитектуре также появилось в садово-парковых сооружениях.

Впервые «ландшафтные» парки появились во Франции, но не прижились там, так как были только имитацией модного Китайского сада. Эти уголки рассматривались как отдых от церемониально-регулярной планировки королевских резиденций и имений придворных, с деревьями и кустарниками геометрической формы. На английской почве «пейзажный» стиль не только укоренился, но и оставался довольно долго господствующим стилем. Пейзажный парк здесь окончательно сформировался и в свою очередь оказывал влияние на всю европейскую садово-парковую архитектуру.

Одним из факторов процесса изменения сада следует считать усвоение и переработку принципов китайского парка. Благодаря усилению торговых связей искусство стран Востока становится модным в этот период в Великобритании. Но английские садоводы восприняли не только внешние атрибуты китайские искусства. Китайский дом и искусственный пейзаж, которые дополняли друг друга, создавались скорее на противоположных принципах. Город и здание формировались согласно принципам конфуцианства: симметрия, условность, порядок, внесенный человеком, регулярность. Сад и парковый пейзаж следовали идеалам даосизма: оригинальность, иррегулярность, асимметричность и чувство природы. Это единство противоположных принципов подходило требованиям нового стиля, который утверждал отличие между формами классической архитектуры и свободными формами «пейзажного» парка с оригинальными сооружениями садовой архитектуры (илл.3, 4).

В первой трети XVIII века под влиянием путешествий по Италии, в английском искусстве возникает интерес к глубокому изучению Ренессанса и Античности, в частности, к творчеству Андреа Палладио, зодчего позднего Возрождения. Меценат лорд Берлингтон, вернувшись из Италии, становится большим поклонником итальянского искусства и возглавляет движение палладианства (илл.5, 6). Возникновение течения в подражание Палладио привело к созданию первого «ландшафтного» парка в 1719 году. Но не следует рассматривать появление пейзажного парка просто как реакцию на излишества регулярного стиля. Садовое искусство следовало не за архитектурой, а за живописью, литературой и публицистикой. Даже напротив, архитектура довольно долго подвергалась влиянию садового искусства. В своих очерках представители партии вигов при описании пейзажного парка виллы Плиния Младшего проповедовали идеи свободы и либерализма. Влияние итальянского искусства было не непосредственное, а преломленное через литературу, особенно жанр «путешествий», и живопись, что можно, кстати, сказать, и о влиянии китайского искусства. Полотна Клода Лоррена и Сальватора Роза, воспроизводившие окрестности Римской Кампаньи и Альп, считались верхом природности и естественности (илл.8-10). Стараниями Джозефа Аддисона и поэта Александра Поупа (илл.7), выступавшими с критикой тирании и экстравагантности регулярного парка, в имении последнего разбивается первый «пейзажный» парк

 

На главную