Теория и история отечественной культуры

Введение в историю культуры Прежде чем говорить об истории культуры, необходимо раскрыть содержание основного понятия темы. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в русском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» – это все, созданное человеком, – ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».

Христианская культура Руси Достижения христианской культуры Руси Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.

Культура Владимире-Суздальской Руси Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника».

Культура России в XVI в Общая характеристика эпохи Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, например, с тверской иконописью.

Русская культура XVII в Общие тенденции русской культуры XVII в XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность.

Культура эпохи Петра Великого Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. В России этот исторический переход произошел стремительно – в течение жизни одного поколения.

Культура России 1725–1800 гг Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план выдвигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества. В этой лекции речь пойдет преимущественно о достижениях дворянской культуры.

Золотой век русской культуры. 1-я половина Общая характеристика культуры данного периода Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.

Культура второй половины золотого века 2-я половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853–1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Годы правления 1855–1881. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира

Лекции по Истории русского искусства

Культура восточных славян и древнерусское искусство X-XIII веков. Культура восточных славян. Постепенный переход к оседлому образу жизни формирует самобытную художественную культуру древних славян, берущих свой исток в языческих культах и верованиях. Во главе языческого пантеона стоял земледельческий бог плодородия, бог природы, жизни, повелитель молнии и дождя – Род (он же Сварог, Святовит и т.д.) Ступенькой ниже располагались солнечные боги Даждьбог, Хорс, Ярила, а так же Перун и Велес.

Деревянная архитектура древних славян и Древнерусского государства (X-XIVвв). Дерево, земля и глина были, по существу, единственными строительными материалами на территории Восточной Европы до конца X века. Дереву как материалу сухому и теплоемкому справедливо отдавалось предпочтение при возведении городских жилых построек до XVIII века. С IX века в городах из дерева выполнялось все, начиная от городской ограды и заканчивая мощением улиц.

Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв. На протяжении XII – начала XV веков постепенно восстанавливается разрушенная татарами хозяйственная деятельность и культура. В 1380 году Куликовская битва сплотила в единую рать различные слои общества. В XV веке неуклонно набирает силу объединительный процесс, приведший в конце столетия при Иване III к формированию могучего государства – Московской Руси, России. В 1480 году окончательно рушится ордынское ярмо.

Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв. Архитектура. Во второй половине XV века при Иване III происходит, по существу, полная перестройка кремля. В 60-е году артель каменщиков возглавляет зодчий В.Д. Ермолин. Итальянские архитекторы во главе с Антоном Фрязином, Марко Фрязином, Пьеро Антонио Солари и Алевизом Фрязином Старым воздвигают ныне существующие башни Кремля. Работы начались в 1485 году и были закончены в 1516 году. Русь распахнула двери иностранным мастерам.

Искусство Руси XVII вв. XVII век – сложный, бурный век, его называют бунтарским временем. Искусство этого столетия, особенно второй его половины отличается небывалым разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальной их трактовки. В это время рушатся иконографические каноны, достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и нарядной полихромии в архитектуре, становящейся все более «светской». Происходит сближение культового и гражданского зодчества.

Искусство Руси XVIIIв. Россия в это время интенсивно осваивает опыт западноевропейских стран, ликвидируя свое двухсот- трехсотлетнее отставание. Этот процесс шел несколькими путями: приобретением за границей готовых произведений искусства; привлечение иностранных специалистов; для подготовки отечественных кадров отправление русских людей за государственный счет за границу в качестве пенсионеров.

Искусство Руси второй половины XVIIIв. Господствующим стилем в искусстве второй половины XVIIIв. был классицизм, хотя наряду с ним существовали сентиментализм и предромантическая тенденция. В истории русского искусства классицизм оказался очень живучим стилем. В самом общем виде следует различать эпохи:

раннего классицизма 60-е гг. – первая половина 80-х гг.;

строгого или зрелого классицизм вторая половина 80-х гг. до 1800г.;

позднего классицизма 1800 – 1830 гг..

Искусство второй половины XIX в. В середине и во второй половине XIX в. основополагающим является принцип правдоподобия, который в архитектуре выразился в точной имитации деталей исторического стиля, будь то барочный картуш, мавританская арка или готический проем. Ведущим становится историзм, а позднее – эклектика, основанные на признании равенства всех исторических стилей.

Русское искусство 1870-1917 гг. Архитектура русского модерна. На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная, прежде всего, с архитектуры, в которой долго господствовала эклектика, и кончая графикой, получивший название стиля модерн. Модерн – синтез архитектуры, живописи и декоративных искусств. В скульптуре модерн проявился текучестью форм, особой выразительностью силуэта. В живописи – символикой образов, пристрастием к иносказаниям.

Русское искусство после 1917 г. Новое искусство. Авангард. Архитектура конструктивизма. Неоклассицизм в советском искусстве. Творчество Жолтовского. Русский авангард соотносится со временем 1915-1921 гг. Период, предшествующий возникновению беспредметного искусства в России (1910-1914гг.), связан с экспрессионизмом Кандинского («О духовном в искусстве», 1910г.) и интуитивно-эмоциональным лучизмом Ларионова. На рубеже 1913-1914гг. живопись Ларионова предвосхищает образность живописи конструктивистов.

ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские (1920-1930 гг., с осени 1927 г. – ВХУТЕИН) являлись результатом второй реформы художественного образования в России после Октябрьской революции. Они были сформированы путем слияния Первых и Вторых свободных государственных Художественных мастерских, созданных в 1918 г. в ходе первой реформы художественного образования соответственно из Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества.

Преподаватели ВХУТЕМАСа

Лекции по истории культуры и искусства