Теория и история отечественной культуры

Введение в историю культуры
Христианская культура Руси
Культура Владимире-Суздальской Руси
Культура России в XVI в
Русская культура XVII в
Культура эпохи Петра Великого
Культура России 1725–1800 гг
Золотой век русской культуры
Культура второй половины золотого века
Лекции по Истории русского искусства
Культура восточных славян и древнерусское
искусство X-XIII веков
Деревянная архитектура древних славян
и Древнерусского государства
Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.
Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв
Искусство Руси XVII вв.
Искусство Руси XVIII в.
Искусство Руси второй половины XVIII в.
Искусство второй половины XIX в.
Архитектура русского модерна.
Авангард. Архитектура конструктивизма
ВХУТЕМАС
Преподаватели ВХУТЕМАСа
 

Введение в историю культуры

Прежде чем говорить об истории культуры, необходимо раскрыть содержание основного понятия темы. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в русском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» – это все, созданное человеком, – ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».

Под термином «культура» мы будем понимать не только все материальные, но и духовные ценности, созданные человеком в конкретный период его существования и на определенной территории, а также дух эпохи, нации (то, что принято обозначать словом ментальность). Это даст нам право классифицировать мировую культуру по следующим принципам:

1. По временным характеристикам (античная, средневековая, культура Нового времени и т. д.)

2. По территориальному признаку (арабская, китайская культура и т. д.).

Цель настоящего пособия – познакомить читателя с историей всемирной культуры, некоторыми терминами, которые должен знать каждый образованный человек, а также дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, их значение и смысл.

К сожалению, мы не сможем рассмотреть мировую культуру полномасштабно в рамках настоящего пособия. За его пределами останутся такие интереснейшие ее страницы, как культура индейцев Америки, африканская культура и др. Однако мы надеемся, что данное пособие найдет применение в учебном процессе и станет стимулом для самостоятельного расширения своих знаний.

Культура Древней Руси

Культура языческого периода

История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о древнерусской культуре содержатся в «Повести временных лет» – первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов.

Главный бог руссов – Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты – гром и молнию, топор. «Скотий бог» Белес также занимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с деньгами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество – Мокошь-прядильщица – богиня судьбы (нить – судьба). Самый веселый и разгульный бог – бог плодородия Ярило.

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло Поток», «Дунай», «Волга и Микула», о богатырях Добрыне Никитиче и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, искусство строительства, т. е. архитектура. Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

Подобного перехода Западная Европа не знала, так как издревле строила и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, – но в исключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

 Быт Руси

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за французского короля в XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы.

В Киеве сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича; удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота – символ побед русского оружия.

Дома украшались коврами, дорогими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, здесь судили и рядили, сюда свозились дань и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текли заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им; большие чаши, рога с вином ходили по кругу.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястребиная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня.

Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и бойкие, юркие лодочки.

Длинными зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Христианская культура Руси Достижения христианской культуры Руси Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.

Культура Владимире-Суздальской Руси Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника».

Культура России в XVI в Общая характеристика эпохи Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, например, с тверской иконописью.

Русская культура XVII в Общие тенденции русской культуры XVII в XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность.

Культура эпохи Петра Великого Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. В России этот исторический переход произошел стремительно – в течение жизни одного поколения.

Культура России 1725–1800 гг Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план выдвигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества. В этой лекции речь пойдет преимущественно о достижениях дворянской культуры.

Золотой век русской культуры. 1-я половина Общая характеристика культуры данного периода Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.

Культура второй половины золотого века 2-я половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853–1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Годы правления 1855–1881. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира

Лекции по Истории русского искусства