Лекции по Истории русского искусства

Введение в историю культуры
Христианская культура Руси
Культура Владимире-Суздальской Руси
Культура России в XVI в
Русская культура XVII в
Культура эпохи Петра Великого
Культура России 1725–1800 гг
Золотой век русской культуры
Культура второй половины золотого века
Лекции по Истории русского искусства
Культура восточных славян и древнерусское
искусство X-XIII веков
Деревянная архитектура древних славян
и Древнерусского государства
Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.
Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв
Искусство Руси XVII вв.
Искусство Руси XVIII в.
Искусство Руси второй половины XVIII в.
Искусство второй половины XIX в.
Архитектура русского модерна.
Авангард. Архитектура конструктивизма
ВХУТЕМАС
Преподаватели ВХУТЕМАСа
 

Культура восточных славян и древнерусское искусство X-XIII веков.

Культура восточных славян.

Постепенный переход к оседлому образу жизни формирует самобытную художественную культуру древних славян, берущих свой исток в языческих культах и верованиях. Во главе языческого пантеона стоял земледельческий бог плодородия, бог природы, жизни, повелитель молнии и дождя – Род (он же Сварог, Святовит и т.д.) Ступенькой ниже располагались солнечные боги Даждьбог, Хорс, Ярила, а так же Перун и Велес.

«Кумиры» славян-язычников представляли собой скульптурные изображения из дерева, бронзы, глины, камня с примитивной проработкой деталей. Изваяния не имели унифицированной «иконографии». Идолы могли быть погрудными или в рост, часто изображалась одна голова на длинном древке-столпе (Збручский идол, IX-Xв., р. Збруч).

Позднее христианская церковь приспосабливалась к местным культам. Это привело к «обрусению» византийских художественных норм в зодчестве и в живописи (Перун заменен Ильей, Велес – Власием и т. д.).

Киевская Русь.

Принятие христианства в 988 году в его византийской редакции обеспечивало государству контакты с одной из самых развитых стран Европы. Важно также приобщение Руси к культуре Болгарского царства. В результате военных походов X века Русь укрепляет свое политическое положение и становится крупной торговой державой («путь из варяг в греки»). Для искусства этого времени характерно следование постепенно сложившемуся канону и имперсональность ( в отличие от западного искусства сведения об авторах произведений вплоть до XV века единичны).

Архитектура.

Первые русские церкви были деревянными и не сохранились до нашего времени. Не сохранилась и каменная трехнефная с фресковой росписью церковь Святой Богородице, построенная князем Владимиром в 989-996 годах и названная Десятинной (1/10 часть дохода князя).

Тринадцатиглавая пятинефная София Киевская построена в 1037 году при князе Ярославе Мудром. Ступенчато-пирамидальный архитектурный облик Софии и ее многоглавие – влияние на византийский стиль русского деревянного зодчества.

В XI-XII веках возводятся также храмы: трехнефный Спасо-Преображенский собор в Чернигове, 1036 г.; София Новгородская, 1045-1950 гг. при князе Владимире Ярославовиче; церковь Николы на Ярославовом дворище, 1113 г.; соборные храма Антониева (1117г.) и Юрьева (1119 г.) монастырей (с. 151 учебника).

Живопись.

Греческие мастера организовывают в Киеве мастерские по производству смальты. В Софии Киевской мозайки покрывают значимую часть храма.

В технике фресковой живописи в Великом Новгороде в первой половине XII века работали, видимо, приезжие из Киева и иноземные мастера-монументалисты, закладывая основу местной художественной школы. Новгородские художники Стефан, Микула, Радько участвовали в росписи собора Святой Софии, предпринятой в 1108 году.

Миниатюра.

Миниатюра известного Остромирова евангелия, написанного в 1056-1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира похожи на драгоценные изделия из перегородчатых эмалей искусства киевских «златокузнецов» того времени. Выдающимися произведениями новгородского книжного искусства начала XII века являются: Мстиславово евангелие, написанное по заказу сына Мономаха Мстислава до 1117 года; Юрьевское евангелие, написанное дла игумена Юрьева монастыра Кириана в 1119-1128 гг.

Скульптура и прикладное искуство.

В убранстве киевских дворцов и храмов важнейшее место занимает барельефная резьба по камню (барельефы убранства церкви Киево-Печерского монастыря). Она нашла свое дальнейшее развитие во Владимиро-Суздальской и Галицкой земле.

Ювелиры, литейщики, мастера мелкой пластики и каменного дела изготовляли: книги, украшенные растительным орнаментом; резные каменные образки, разнообразные изделия златокузнецов (подвески, диадемы, браслеты, наборные пояса, оружие, золотую и серебряную посуду).

Искусство периода феодальной радробленности.

Период феодальной раздробленности породил отличные от Киева формы художественной культуры Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского.

Искусство западнорусских княжеств.

Спасский собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (1159г., Полоцк, с.124 уч.) отличается оригинальной пирамидальной конструкцией с пониженным алтарем. Фресковая роспись собора аскетична, плоскостна, графична, что роднит ее с новгородской.

Собор архангела Михаила в Смоленске воздвигнут князем Давидом Ростиславовичем в 1191-1199 гг. (с.126 уч.). Кирпич церковных стен здесь скрыт под побелкой. В Смоленске встречаются перспективные порталы, прямоугольные апсиды.

Самобытна галицко-волынская культура.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества.

При Андрее Боголюбском строится Успенский собор во Владимире (1158-1161гг., с.137 уч.) Постройки данной школы отличаются применением белого камня вместо кирпича (известняк), который обрабатывался резчиками по камню. Характерна тонкость, изящество, нарядность и декоративность обработки. Золотые Врата Владимира 1164г. – мощная арка, над которой находится церковь Преображения (с 136 уч.). Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 гг. – одноглавый, трехнефный, четырехстолпный храм. Нарядная лента архитектурно-колончатого пояса проходит на уровне хор, разделяя здание на два яруса. Верхний ярус украшен резьбой. Монументальная живопись представлена фресками. Тема заступничества находит здесь яркое выражение.

Церковь Покрова на Нерли (1165г., с.141 уч.) – памятник победоносного похода суздальских войск на Волжскую Булгарию. Вертикальная устремленность решена мягко и пластично.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском строится в 1230-1234 гг. (с.147 уч.) перед татарским нашествием и отражает новый этап развития владимиро-суздальской фасадной скульптуры, отмеченный повышенным вниманием к человеку. «Златопись» южных и западных врат отличается композиционным мастерством.

Искусство Новгорода и Пскова.

Новгород и Псков были открыты для влияний не только аристократического византийского, но и романского и восточнохристианского.

Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма – крестово-купольный четерехстолпный. Церковь Спаса Преображения на Нередице 1198г. (с.154 уч.) отличается простотой и пластической цельностью. К этому же типу храма относится и церковь Рождества Христова в Перынском скиту, первая половина XIII века. Церковь Николы на Липне (1292 г., с.158 уч) знаменует возобновление каменного зодчества после татарского нашествия.

В изобразительном искусстве Новгорода XII-XIII веков ведущее место принадлежало фресковой живописи. Приче новгородская художественная школа сформировалась в XII веке ( роспись церкви Георгия в Старой Ладоге, 1168 г.) На фресках церкви Спаса на Нередице, 1199г. выделяют 8-10 индивидуальных подчерков авторов. Это несколько больше, чем обочный состав в 2-6 человек в XI-XV веках. Икона “Ангел Златые власы” (XII-XIII вв.) близка по стилю к иконам Юрьева монастыря.

Среди прикладного искуства наиболее высокого уровня достигло ювелирное дело (два сиона (модели храма) Софийского собора).

Псковский Спасо-Преображенский собор Миронежского монастыря имеет боковые своды вдвое ниже центральных нефов. Стены украшены фресками, повторяющими в основном византийскую схему. Но «строчный» принцип как и в Новгороде не выдерживается полностью. Движения фигур угловаты и скованы.

Таким образом, в XII-XIII веках произошло становление на Руси самобытных художественных школ.

Меры длины.

Мерная сажень – 176 см.

Малая сажень 142.5 см (тьмутараканская сажень, двойной шаг).

Большая сажень - 216 см.

Златой пояс Шимона (использовался при строительстве Успенского Собора Киево-Печерского монастыря, 1078 г.) = 4 греческим футам = ½ великой косой сажени = 123.2 см.

Косая новгородская сажень - 200.4 см.

При Петре Великом была введена трехаршинная сажень – 213 см (взамен 216, 176, 142 см). Во Франции Революция узаконила метр.

Модулор Ле Корбюзье в первой редакции без учета процесса акселерации совпадает с саженями Древней Руси – 176 и 216 см (во второй редакции – 183 и 226 см).

Деревянная архитектура древних славян и Древнерусского государства (X-XIVвв). Дерево, земля и глина были, по существу, единственными строительными материалами на территории Восточной Европы до конца X века. Дереву как материалу сухому и теплоемкому справедливо отдавалось предпочтение при возведении городских жилых построек до XVIII века. С IX века в городах из дерева выполнялось все, начиная от городской ограды и заканчивая мощением улиц.

Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв. На протяжении XII – начала XV веков постепенно восстанавливается разрушенная татарами хозяйственная деятельность и культура. В 1380 году Куликовская битва сплотила в единую рать различные слои общества. В XV веке неуклонно набирает силу объединительный процесс, приведший в конце столетия при Иване III к формированию могучего государства – Московской Руси, России. В 1480 году окончательно рушится ордынское ярмо.

Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв. Архитектура. Во второй половине XV века при Иване III происходит, по существу, полная перестройка кремля. В 60-е году артель каменщиков возглавляет зодчий В.Д. Ермолин. Итальянские архитекторы во главе с Антоном Фрязином, Марко Фрязином, Пьеро Антонио Солари и Алевизом Фрязином Старым воздвигают ныне существующие башни Кремля. Работы начались в 1485 году и были закончены в 1516 году. Русь распахнула двери иностранным мастерам.

Искусство Руси XVII вв. XVII век – сложный, бурный век, его называют бунтарским временем. Искусство этого столетия, особенно второй его половины отличается небывалым разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальной их трактовки. В это время рушатся иконографические каноны, достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и нарядной полихромии в архитектуре, становящейся все более «светской». Происходит сближение культового и гражданского зодчества.

Искусство Руси XVIIIв. Россия в это время интенсивно осваивает опыт западноевропейских стран, ликвидируя свое двухсот- трехсотлетнее отставание. Этот процесс шел несколькими путями: приобретением за границей готовых произведений искусства; привлечение иностранных специалистов; для подготовки отечественных кадров отправление русских людей за государственный счет за границу в качестве пенсионеров.

Искусство Руси второй половины XVIIIв. Господствующим стилем в искусстве второй половины XVIIIв. был классицизм, хотя наряду с ним существовали сентиментализм и предромантическая тенденция. В истории русского искусства классицизм оказался очень живучим стилем. В самом общем виде следует различать эпохи:

раннего классицизма 60-е гг. – первая половина 80-х гг.;

строгого или зрелого классицизм вторая половина 80-х гг. до 1800г.;

позднего классицизма 1800 – 1830 гг..

Искусство второй половины XIX в. В середине и во второй половине XIX в. основополагающим является принцип правдоподобия, который в архитектуре выразился в точной имитации деталей исторического стиля, будь то барочный картуш, мавританская арка или готический проем. Ведущим становится историзм, а позднее – эклектика, основанные на признании равенства всех исторических стилей.

Русское искусство 1870-1917 гг. Архитектура русского модерна. На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная, прежде всего, с архитектуры, в которой долго господствовала эклектика, и кончая графикой, получивший название стиля модерн. Модерн – синтез архитектуры, живописи и декоративных искусств. В скульптуре модерн проявился текучестью форм, особой выразительностью силуэта. В живописи – символикой образов, пристрастием к иносказаниям.

Русское искусство после 1917 г. Новое искусство. Авангард. Архитектура конструктивизма. Неоклассицизм в советском искусстве. Творчество Жолтовского. Русский авангард соотносится со временем 1915-1921 гг. Период, предшествующий возникновению беспредметного искусства в России (1910-1914гг.), связан с экспрессионизмом Кандинского («О духовном в искусстве», 1910г.) и интуитивно-эмоциональным лучизмом Ларионова. На рубеже 1913-1914гг. живопись Ларионова предвосхищает образность живописи конструктивистов.

ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские (1920-1930 гг., с осени 1927 г. – ВХУТЕИН) являлись результатом второй реформы художественного образования в России после Октябрьской революции. Они были сформированы путем слияния Первых и Вторых свободных государственных Художественных мастерских, созданных в 1918 г. в ходе первой реформы художественного образования соответственно из Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества.

Преподаватели ВХУТЕМАСа

Лекции по Истории русского искусства