Лекции по Истории русского искусства

Введение в историю культуры
Христианская культура Руси
Культура Владимире-Суздальской Руси
Культура России в XVI в
Русская культура XVII в
Культура эпохи Петра Великого
Культура России 1725–1800 гг
Золотой век русской культуры
Культура второй половины золотого века
Лекции по Истории русского искусства
Культура восточных славян и древнерусское
искусство X-XIII веков
Деревянная архитектура древних славян
и Древнерусского государства
Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.
Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв
Искусство Руси XVII вв.
Искусство Руси XVIII в.
Искусство Руси второй половины XVIII в.
Искусство второй половины XIX в.
Архитектура русского модерна.
Авангард. Архитектура конструктивизма
ВХУТЕМАС
Преподаватели ВХУТЕМАСа
 

Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.

На протяжении XII – начала XV веков постепенно восстанавливается разрушенная татарами хозяйственная деятельность и культура. В 1380 году Куликовская битва сплотила в единую рать различные слои общества. В XV веке неуклонно набирает силу объединительный процесс, приведший в конце столетия при Иване III к формированию могучего государства – Московской Руси, России. В 1480 году окончательно рушится ордынское ярмо.

Новгородское зодчество XIV – XV веков.

С конца XII века в новгородском зодчестве наметились серьезные перемены. Меняется материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формирует пластичные силуэты новгородских построек. Шире используются полукоробовые своды. Из трех апсид остается одна. (ц. Спаса на Ковалеве, 1342 г.; ц.Успения на Волотове, 1352 г.)

Расцвет зодчества приходится на вторую половину XIV века. В этот период построена церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360 – 1361, - четырехстолпный одноглавый храм. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) декоративные элементы не вторят конструкции, им отводится более значимое место.

В конце XIV – начале XV веков поиски выразительного облика храма происходят в границах сложившегося архитектурного типа (ц. Иоанна Богослова в Раковицах, 13384 г; ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.). Но в целом архитектура не выдвинула ничего нового, опираясь на классику XII – XIV веков. Отстаивая независимость перед Москвой, новгородское боярство поднимало на щит все, что так или иначе ассоциировалось с «золотым веком» Новгорода.

XIV век - «золотым век» новгородской монументальной живописи. ЕЕ развитие осуществлялось на основе местной самобытной школы и в тесном контакте с живописцами византийско-славянского мира (Феофан Грек; сербские мастера, расписавшие церковь Спаса на Ковалеве).

Феофан Грек (1330-е - 1405?) наделен необыкновенным темпераментом, индивидуальной творческой манерой, открытым и проницательным умом. На Руси его называли «философом». Он работал без иконографических «образцов», в постоянном движении, не прерывая разговоров с любопытными, окружавшими его.

В 1378 году Феофан по желанию боярина Василия Даниловича Маликова и уличан Ильиной улицы расписал церковь Спаса Преображения. Вседержитель в куполе преисполнен энергии демиурга. Особая черта мастера – яркие белые блики на фигурах, полных экспрессии и душевного напряжения (Макарий Египетский, Троицкий предел церкви).

Росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близки по технике к феофановским, но колорит говорит о принадлежности их работе новгородских мастеров.

Своей зрелости новгородская иконопись достигла во второй половине XIV – начале XV веков. В XV веке живопись выходит из тени монументальной живописи. С этого времени очень популярными становятся изображения избранных святых – по 2-3, по 4 и более во весь рост и по пояс. Изображались полезные «скоропомощники» в важных делах: Илья-громовержец – податель дождя; Никола – покровитель путешествующих и страждущих, защитник от пожаров: Георгий, Василий, Флор и Лавр – патроны земледельцев и домашнего скота; Параскева Пятница и Анастасия – покровительницы торговли. Одним из любимых был образ воина-змееборца Георгия.

Тематика икон иногда непосредственно связана с миром - «Молящиеся новгородцы», 1467 г. Ее композиционное поле разделено на два яруса. В верхнем – деисусный чин, в нижнем – молящиеся бояре (Георгий, Макария, Яков, Стефан, Тимофей и Олфим). Икона «Знамение» трактует события новгородско-суздальской войны 1169 года.

Искусство Пскова.

В Пскове во второй половине XIII – первой половине XIV века возводились в основном оборонительные сооружения, что обусловлено политической обстановкой. Церковь Троицы (1365-67 гг.) возведена мастером Кириллом на основании рухнувшего храма XII века и до XX века она также не сохранилась.

В XV веке культовое строительство Пскова ведется с большой интенсивностью. Летописи сообщают о возведении 22 каменных церквей. К этому времени складывается характерный для Пскова тип храма – небольшое, невысокое здание сооружалось на средства уличан, отличалось асимметричностью композиции. К церкви примыкали паперти, пределы, крыльца с характерными столбами-тумбами, хозяйственные пристройки, звонница (ц. Власия на Горке, 1413г., с.90 Ис.Р.Арх.; Ц. Георгия со Взвода, 1494г. и др.)

Звонницы не представляли из себя отдельных сооружений, а надстраивались над церковью, над папертью, даже над погребами (ц. Успения в Пароменье, 1521г.).

Живопись Пскова отличается экспрессией, берущей начало в народных корнях. В немногоцветной палитре фресок преобладают темные коричневые и лиловые краски, дополненные оранжево-красными, желтыми и голубыми тонами. В XV веке в псковской иконописи как и в новгородской живописность уступает место суховатой «правильности» форм. В XV – XVI веках псковичи многое заимствуют из достижений Москвы.

Искусство Москвы.

В конце XIV- начале XVвека каменное строительство приобретает еще больший размах. Каменные церкви вырастают в Москве, Коломне, Звенигороде, Дмитрове, Можайске и относятся в основном к одному типу: одноглавого четырехстолпного храма башенной конструкции, поднятого на высоком цоколе, системой лестниц, ведущих к перспективным порталам, сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар, и вознесенном на высоком постаменте куполом (Спаский собор Андронникова монастыря, нач.XVвека; Троицкий собор Троице-Сергиевской лавры, 14222-1423, с.96-97 Ис.Р.Арх.).

Первые сведения о московских художниках относятся к 40-м годам XIV века. В 1344 году расписали Успенский собор. В 90-х годах XIV века в Москве появился Феофан Грек, но здесь уже сложились художественные традиции, позволяющие избежать художественного подражания. Феофан воспитал группу художников, стал главой художественной жизни Москвы рубежа XIV-XV веков. Все основные художественные работы проходили под его непосредственном руководством – росписи церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, терема Василия Дмитриевича, палат Владимира Андреевича Храброго, возможно, храмов в Коломне и Переславле-Залесском.

Наиболее достоверным творением самого Феофана Грека в Москве считается иконостас (точнее деисусный чин) Благовещенского собора начала XV века. Деисус Благовещенского собора – первый дошедший до нас деисус, где фигуры святых изображены не по пояс, а в рост (здесь начинается история «высокого иконостаса»).

Андрей Рублев (1360?-1430) родился около 1360 года. Первое упоминание о нем относится к 1405 году. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублева в росписи Благовещенского собора, называет его «черницом» – монахом. Великокняжеский князь постригся и стал иноком, а затем старцем Спасо-Андронникова монастыря.

В 1408 году Андрей Рублев и егго многолетний соратрик Даниил Черный украсили фресками и иконами Благовещенский собор во Владимире. «Страшный суд» – это не кары возмездия, а торжество добра, апофеоз справедливости, это симфония плавных текущих ритмов и радостных красок. Роспись Успенского собора во Владимире свидетельствовала об окончательном становлении творческой индивидуальности и художественного мастерства Андрея Рублева.

В 1918 году в дворянском сарае близ Успенского собора В Звенигороде были обнаружены три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные с тех пор под названием Звенигородского чина.

«Троица» была написана, вероятно, в самом начале 10-х годов XV века. Принято считать, что она создавалась для иконостаса Троицко-Сергиевского монастыря, но существует вероятность связи ее со Звенигородским чином. Три Ангела Рублева соединены единым ритмом, круговым движением. Развитие троичного культа на Руси было связано с деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троице-Сергиевский монастырь «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это тема национального единства.

Жизнь Андрея Рублева заполнена интенсивным творческим трудом. Он выполнял многочисленные заказы, украшал фресками храмы. Последние его работы – росписи Троицко-Сергиева и Спасо-Андронникова монастырей не сохранились. Деятельность Андрея Рублева отложила отпечаток на все виды художественного творчества. Среди произведений шитья очень близок ему по настроению великолепный надгробный покров Сергия Радонежского. В мелкой пластике традиции Рублева развил мастер резьбы по дереву монах Троице-Сергиевской лавры Амвросий. Стиль Андрея Рублева, линейный и колористический строй его икон и фресок определили лицо московской школы живописи.

Лекции по Истории русского искусства