Лекции по Истории русского искусства

Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв.

Архитектура.

Во второй половине XV века при Иване III происходит, по существу, полная перестройка кремля. В 60-е году артель каменщиков возглавляет зодчий В.Д. Ермолин. Итальянские архитекторы во главе с Антоном Фрязином, Марко Фрязином, Пьеро Антонио Солари и Алевизом Фрязином Старым воздвигают ныне существующие башни Кремля. Работы начались в 1485 году и были закончены в 1516 году. Русь распахнула двери иностранным мастерам.

Ориентация на владимиро-суздальское наследие характерна для московского искусства XV-XVI веков. Построенный Фиораванти в 1475-1479 годах белокаменный Успенский собор во многом напоминал владимирскую святыню. Строгость и четкость здесь выдержана во всем. В 1505-1509 году Алевиз Новый перестроил Архангельский собор и декорировал его, использовав мотивы раннеренессанской ордерной архитектуры (раковины в закомарах). В 1505-1508 годах вырос столп храма-колокольни, созданной Боном Фрязином (колокольня Ивана Великого была надстроена вверх в 1600 году). Грановитая палата (получила свое название от облицовки главного фасада граненым камнем) сооружена в 1487-1491 году Марко Фрязином и Пьеро Антонио Солари. Она построена по типу трапезных монастырских палат (в 1469 году В.Д. Ермолиным создана трапезная палата Троице-Сергиевского монастыря).

Псковскими зодчими построена миниатюрная церковь Ризоположения (1484-1485) и Благовещенский собор «на сенях» великокняжеского дворца (1484-1489).

В XVI веке в русском зодчестве появляются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной ранее конструкцией верха «на деревянное дело» (ц. Вознесения в Коломенском, 1530-1532 гг., построена Василием III в честь рождения долгожданного наследника, будущего грозного царя Всея Руси).

Вильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения Театр и драматургия до Шекспира

Различная высота подкупольных столпов сообщила всему облику собора Василия Блаженного черты естественного динамизма и праздничной нарядности. Восьмерик – основной мотив композиции собора. Здание первоначально имело два цвета - кирпича и белого камня Творение Бармы и постника Яковлева (существует версия, что это одно и то же лицо – архитектор Иван Яковлевич Барма) неповторимо и многолико. Облик храма менялся. В конце XVI века появились очень нарядные маковицы глав. В 70-х годах XVII века были перекрыты галереи, весь собор приобрел яркую, праздничную, многоцветную раскраску.

В конце XV – XVI веках в процессе объединения страны важнейшую роль приобрело крепостное строительство. В планировке начинает осуществляться принцип регулярности, геометрической правильности фортификационного сооружения, имевшего форму квадрата, прямоугольника или трапеции. По этому принципу построены Иван-город (1492-1496), Тульский (1514-1521), Зарайский (1531) кремли. Башни были рассчитаны на установку артиллерии.

Создавались Крупные, массивные соборы. При Борисе Годунове в зодчестве появилась тяга к изяществу, к повышенной декоративности.

Изобразительное искусство.

Во второй половине XV века ведущую роль играло «рублевское» направление в живописи, представителем которой был Дионисий (30/40-е гг.XV века – 1508). Дионисий – мирянин, видимо, знатного происхождения. Сохранившееся его творение – цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.). Живописец гармонизирует легкие и радостные бирюзовые и светло-коричневые, нежно розовые и палевые, переходящие в сияющий белый и соседствующие иногда с пурпурно-вишневым и темно-коричневым. Объединенные яркой синевой лазурного фона, они создают аккорд, обладающий исключительной декоративной выразительностью. Для Дионисия характерна преувеличенная декоративность пропорций, мягкость, замедленность движений фигур.

В царствование Ивана Грозного государство непосредственно контролирует развитие искусства. Стоглавый собор 1551 года регламентирует не только взаимоотношения мастера-живописца и ученика, но и сам художественный процесс, канонизируя освещенные веками и авторитетами иконографические схемы, призывая копировать старые «греческие письма» и композиции Андрея Рублева.

В XVI веке художники чаще обращаются к сюжетам Ветхого завета, к назидательному повествованию притч, к легендарно-историческому жанру.

В 1508 году сын Дионисия Феодосий расписал Благовещенский собор в Кремле (фрески переписаны в 1566 году). В стенописи возвышается московский великокняжеский род. В живописи соборных галерей впервые на Руси встречается изображение «эллинистических» мудрецов – Аристотеля, Гомера, Плутарха, Зенона.

В 1530/50-х годах расписывается собор Новодевичьего монастыря.

В древнерусской скульптуре второй половины XV века осуществляется два направления – традиционное, ориентирующее на плоский низкий рельеф, и новое, тяготеющее к объемной и пластической трактовке фигур (конная скульптура мастерской В.Д. Ермолина, украшавшая Спасские ворота Московского Кремля).

Книжная миниатюра и прикладное искусство.

Никогда ранее не создавалось такого количества лицевых рукописей и миниатюры не занимали в них такого большего места; никогда не было столь разнообразной и богатой мотивами орнаментики.

В 60-70-х годах создается многотомный «Лицевой летописный свод», большая часть иллюстраций которого посвящена русской истории.

В орнаменте XVI века существуют несколько стилей – нововизантийский, балканский, старопечатный. Большое место принадлежит «травному» орнаменту, восточным и ренессансным мотивам. В орнаменте фантазию народных мастеров продолжают питать полуязыческие образы и мотивы, порой совершенно преображая заимствованный стиль.

Лекции по Истории русского искусства