Лекции по Истории русского искусства

Введение в историю культуры
Христианская культура Руси
Культура Владимире-Суздальской Руси
Культура России в XVI в
Русская культура XVII в
Культура эпохи Петра Великого
Культура России 1725–1800 гг
Золотой век русской культуры
Культура второй половины золотого века
Лекции по Истории русского искусства
Культура восточных славян и древнерусское
искусство X-XIII веков
Деревянная архитектура древних славян
и Древнерусского государства
Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.
Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв
Искусство Руси XVII вв.
Искусство Руси XVIII в.
Искусство Руси второй половины XVIII в.
Искусство второй половины XIX в.
Архитектура русского модерна.
Авангард. Архитектура конструктивизма
ВХУТЕМАС
Преподаватели ВХУТЕМАСа
 

Искусство Руси XVII вв.

XVII век – сложный, бурный век, его называют бунтарским временем. Искусство этого столетия, особенно второй его половины отличается небывалым разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальной их трактовки. В это время рушатся иконографические каноны, достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и нарядной полихромии в архитектуре, становящейся все более «светской». Происходит сближение культового и гражданского зодчества.

Каменное зодчество отличается нарядным декоративным убранством, придающим им особую жизненность. Большая заслуга в организации строительства принадлежит «Приказу каменных дел», который объединил наиболее квалифицированные кадры.

Теремной дворец в Московском кремле построен Баженом Огурцовым, Антипом Константиовым, Трофимом Шарутиным и Ларионом Ушаковым и декорирован как снаружи, так и изнутри резным по белому камню, ярко раскрашенным, травяным орнаментом. Интерьер дворцовых палат расписал Симон Ушаков (ИРА, с.206). В архитектуре дворца заметно влияние деревянного зодчества.

Гражданское каменное строительство приобретает большой размах и ведется во многих городах. В Пскове купцы Потемкины сооружают разноэтажные (от 1 до 3 этажей) хоромы, в плане напоминающие «П». С суровых фасадов стен «смотрят» маленькие «глазки» асимметрично расположенных окон (ИРА, с.210).

Светское каменное зодчество влияло и на каменную архитектуру. В 30-40-х годах начинает распространятся характерный для XVII века тип бесстолпного, обычно пятиглавого приходского храма с сомкнутым или коробовым сводом, с глухими (не световыми) в большинстве случаев барабанами и сложной, затейливый композицией, в которую помимо основного куба входят разномасштабные пределы, низкая, вытянутая трапезная на западе и шатровая колокольня, крыльца паперти, лестницы и т.д. (московские ц. Рождества Богородицы в Путинках, 1649-52 гг., (ИРА, с.222) и ц. Троицы в Никитках, 1628-53 гг. (ИРА, с.214)). Церковь Рождества Богородицы в Путинках невелика по размерам и имеет шатровые завершения. Сложность завершения и обилие декора придают зданию динамичность. Церковь Троицы в Никитках представляет собой комплекс разномасштабных, соподчиненных объемов, объединенных пышным декоративным нарядом, в котором белокаменная резьба, расписанные красками и золотом архитектурные детали, зелень черепичных главок и белизна «немецкого железа» крыш, полированные изразцы «наложены» на ярко окрашенные кирпичные поверхности.

Церковные реформы Никона коснулись и архитектуры. Запрещалось воздвигать шатровые храмы. Известный зодчий Павел Потехин возводит храм в Останкине (1678 г.).

Богатство архитектурного декора свойственно постройкам поволжских городов, прежде всего Ярославля.

Строятся общественные здания. В Москве это Печатный двор (1679) и Монетный двор (1696), здание Приказов (аптека) на Красной площади (90-е годы), Сухарева башня (1692-1701), построенная Михаилом Чоглоковым.

В последней четверти XVII века распространяется стиль «нарышкинского барокко» или «нарышкинский стиль». И в светском и в культовом зодчестве основными принципами архитектурной композиции стали центричность, ярусность, симметрия и равновесие каменных масс, четкость художественной логики. В декоративном убранстве используется высокий рельеф из белого камня, элементы ордерной системы. В окнах применяется стекло, что усиливает освещенность. Среди сооружений «нарышкинского стиля» к лучшим относятся ц. Спаса в Уборах (1694-1697), сооруженная Яковом Бухвостовым и особенно усадебный храм Л.К. Нарышнина – ц. Покрова в Филях (1690-1695; ИРА, с. 230). Построенная на высоком арочном подклете, окруженная открытой папертью и широкими, пологими лестничными всходами, Покровская церковь прекрасно вписана в пейзаж. Она – воплощение башеннообразной, слитой с колокольней церкви. Нарастание ярусов происходит мягко.

Во внутренних пространствах храмов «высокий» иконостас продолжает наращивать количество ярусов, сохраняя основную форму пирамиды, разделенную расписанными тяблами на горизонтальные ряды. Во второй половине XVII века резьба, покрывающая нижние ряды, стала покрывать весь иконостас, сделалась более декоративной, в ней появились новые мотивы (виноградная лоза – «белорусская резь»). Иконостас приобрел вертикальную ориентацию с подчеркнутой центральной осью. Основными стали вертикальные членения, украшенные горельефной резьбой.

Деревянное зодчество. (ИРА, с. 136-160).

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, воздвигнутый Семеном Петровым и Иваном Михайловичем в 1667-1668 гг. – сложный комплекс зданий, связанных переходами, с шатрами, высокими кровлями, «килевидными» бочками крыш и лестничных входов.

Излюбленными в деревянном зодчестве были шатровые храмы. Основу их конструкции составлял восьмерик, надстроенный над четвериком и завершеный восьмигранным шатром.

Двадцатидвухглавая Преображенская церковь погоста Кижи на Онежском озере (1714, ИРА, с. 154) имеет стройные маковичные главы, отмечающие каждую ступень в пирамидальной композиции.

Живопись.

В тематике изображений увеличился вес светских (исторических) сюжетов. Для образцов использовались западноевропейские гравюры. Начало XVII века ознаменовано господством двух направлений:

1.Годуновская школа (от имени основного заказчика – царя Бориса) характеризуется тяготением к повествовательности, дробности и перегруженности композиций, увлеченностью архитектурным стаффажем, ориентацией на образы далекой рублевско-дионисовской школы. Цветная палитра сдержанна, большое значение отводится рисунку.

2.Строгановская школа (большинство произведений связано с заказами купеческого рода Строгановых). Это искусство иконной миниатюры проявилось в станковой живописи камерных размеров. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей, виртуозная каллиграфия линий, изысканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, важнейшей частью которого стало золото и серебро - все это компоненты художественного языка школы.

Представитель этой школы – Прокопий Чирин (икона «Никита – воин», 1593 г.) Элементы своеобразного реализма получили дальнейшее развитие у изографов оружейной палаты. Их главой являлся Симон Ушаков (1626-1686) – теоретик и практик живописи, графики и прикладного искусства. В «Троице» С. Ушакова ощутима глубина перспективы, в фигурах выявлена телесность и объемность.

Фресковая живопись в XVII веке переживала последний взлет. Стенописные работы в это время осуществлялись большими артелями (в Успенском соборе трудились в это время в общей сложности более 100 человек), члены которой имеют узкую специализацию (знаменщики, личники, доличники, златописцы, травщики, терщики красок и т.д.). В фресковой живописи этого времени почти отсутствует тектоника, соотнесение живописных поверхностей с архитектурными (например, сложные композиции часто пишутся на столбах). Масштаб изображений порой настолько измельчен, что их прочтение на расстоянии практически невозможно. Фрески необычайно декоративны, часто применяется орнамент. Известные мастера Гурий Никитин и Силы Савин в фреске «Сцены деяний пророка Елисея» смещают акцент с действий главного героя на изображение жизни вообще, здесь изображена жанровая сцена покоса и русский пейзаж.

Человек в росписях XVII века редко предстает в образе погруженного в себя философа, неподвижного созерцателя. Обычно он деятельный, он жестикулирует, торгует, воюет, жнет, пашет, ездит в каретах и верхом, плывет на корабле. Сцены многолюдны, помимо главных героев в них действуют крестьяне, воины, слуги и т.д.

В это время развивается искусство «парсун» (от лат. Parsona – личность) – портретное изображение реального исторического лица. Их содавали: Симон Ушаков, Федор Юрьев, Иван Максимов, Иван Безлин, Ерофей Елий, Лука Смольянинов; тем самым протягивая нить к портретной живописи петровского времени.

Прикладное искусство.

Главные центры – мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына палаты). В них работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера инкрустации, золотой и серебряной насечки, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, глухой и прозрачной финифти, черни, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т.д.

XVII век завершает развитие истории Древнерусского искусства.

Лекции по Истории русского искусства