Лекции по Истории русского искусства

Введение в историю культуры
Христианская культура Руси
Культура Владимире-Суздальской Руси
Культура России в XVI в
Русская культура XVII в
Культура эпохи Петра Великого
Культура России 1725–1800 гг
Золотой век русской культуры
Культура второй половины золотого века
Лекции по Истории русского искусства
Культура восточных славян и древнерусское
искусство X-XIII веков
Деревянная архитектура древних славян
и Древнерусского государства
Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.
Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв
Искусство Руси XVII вв.
Искусство Руси XVIII в.
Искусство Руси второй половины XVIII в.
Искусство второй половины XIX в.
Архитектура русского модерна.
Авангард. Архитектура конструктивизма
ВХУТЕМАС
Преподаватели ВХУТЕМАСа
 

Искусство Руси второй половины XVIIIв.

Господствующим стилем в искусстве второй половины XVIIIв. был классицизм, хотя наряду с ним существовали сентиментализм и предромантическая тенденция. В истории русского искусства классицизм оказался очень живучим стилем. В самом общем виде следует различать эпохи:

раннего классицизма 60-е гг. – первая половина 80-х гг.;

строгого или зрелого классицизм вторая половина 80-х гг. до 1800г.;

позднего классицизма 1800 – 1830 гг..

Искусство классицизма основано на идеалах Просвещения, зародившегося во Франции и нашедшего в России благоприятную почву для развития, особенно во времена правления Екатерины.

Стремление к простоте, логической упорядоченности, отказ от декоративной изощренности, приверженность к анатомической правильности здорового, близкого к античному идеалу тела, возвышенная духовная интонация в портрете – характерные черты искусства.

С середины 80-х гг. в архитектуре акцент переносится с общественных зданий на создание частных дворцов, особняков, загородных усадеб. Появляются произведения, восходящие к экзотической архитектуре Востока – шинуазри (китайщина, японщина), тюркери (туретчина). Они отражают желание отойти от нормативности классицизма.

Живопись.

Ф. Рокотов (1732-1808) любит молодые модели, не отмеченные печатью официальности. Особой выразительностью обладают вытянутые «по-рокотовски» глаза («Портрет В.Е. Новосельцевой»).

Д.Г. Левицкий (1735-1822) родился на Украине в семье священника, который занимался гравированием. В 1758г. Левицкий приезжает в Петербург. В 1770г. к живописцу приходит успех за одно из произведений, экспонированных на первой выставке в России в Академии художеств. Он был удостоен звания академика. Левицкий долгое время вел портретный класс и трудился над выполнением заказов, оставив обширное наследие(«Портрет П. А. Демидова»). Выразительны портреты его смолянок – воспитанниц Смольного института в Петербурге – закрытого учебного заведения для девушек из дворянских семей.

Боровиковский В. Л. (1757-1825) родился на Украине и обучался иконописному мастерству. В 1788г. переезжает в Петербург и сближается с Львовым. В портретах Боровиковского можно найти отражение сентиментализма (получившего развитие в Англии). К 90-м гг. относится появление сравнительно узкой, но знаменательной предромантической тенденции. В портретах Левицкого взволнованность персонажей передается в поворотах головы и подвижности торса. Предромантизм отразился и в поздних скульптурах Шубина и в статуях Козловского.

Историческая живопись получила развитие в работах А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»). Развивается жанровая Живопись (И. А. Ерменев «Нищие»), пейзаж (С.Ф. Щедрин изображает окрестности Петербурга – Гатчину, Павловск, Царское Село).

Архитектура.

Французский архитектор Ж.Б. Вален-Деламот (1729-1800) и русский зодчий А.Ф Кокоринов(1726- 1772) являются соавторами проекта Академии художеств (1764- 1788) в Петербурге, которое ясно воплощает черты нового стиля. Здание имеет четыре этажа, сгруппированные попарно. Оно как бы слагается из надежного основания и легкой несомой части. Орнамент – абстрактные геометрические фигуры.

Ограда Летнего сада (арх. Ю.Фельтен и П. Егоров) также геометрична, уравновешенна и спокойна.

Василий Иванович Баженов (1737/38 – 1799)не смог осуществить многие свои постройки. Он окончил Академию художеств и был послан пенсионером за границу. Приобрел европейскую известность, избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. Крупнейшее псевдоготическое произведение мастера - подмосковная усадьба Царицыно (1775-1785).

М.Ф. Казаков (1738 – 1812) как и В.И. Баженов являлся одним из основоположников классицизма в России. Он учился в школе Ухтомского, не прошел заграничного пенсионерства. Его работа – здание Сената в Московском Кремле (1776-1787). В 1780-90 гг. начинается новая эпоха в творчестве М.Ф. Казакова, связанная с развитием строгого классицизма (Колонный зал Благородного собрания или Дом союзов). Помимо общественных зданий, М.Ф. Казаков создает множество богатых частных домов. Он развивает два типа особняка: первый из которых ставится на красной линии, второй – относится вглубь парадного двора – курдоньера (дом Барышникова а Мясницкой улице).

И. Старов (1745-1808) – младший современник Баженова, он был более удачлив. В начале своей деятельности Старов создает ряд произведений в духе раннего классицизма (Никольское-Гагарино, Богородинск, Бобрики). Самое известное произведение – Таврический дворец в Петербурге (1783-1787). Это новый тип комфортабельного жилого дома, состоящего из главного корпуса и двух боковых флигелей.

Джакомо Кваренги (1744-1817) приехал в Россию в 1780г. Он явился выразителем строгого классицизма, поклонником римской античности и палладианства. Зодчий так же использует тип трехчастного жилого дома. Он строит здание Академии наук в Петербурге (1783-1789). В некоторых постройках, например, в Александрийском Дворце (1792-1796) тема колоннады становится доминирующей. Колонны как правило лишены канилюр и воздействуют на зрителя своей мощью.

Чарльз Камерон (1740(?)-1812) тонко чувствовал природу, поэтому его достижения сказались в основном в области загородного строительства и в искусстве интерьера. Его произведения близки по духу английской школе. В Павловском дворце (1782-1786) ощущается тяготение к палладианской вилле. Дворец создавался вместе с пейзажным парком (арх. Гонзага).

Декоративно-прикладное искусство.

На смену яркой раскраске и позолоте приходит теплая гамма красного дерева, более спокойная по рисунку обивка мебели и стен. Благородная сдержанность присутствует в декоре.

Скульптура.

Шубин Федот Иванович (1740-1805) родился в Архангельской губернии, славящейся искусством резьбы по кости. Девятнадцатилетним юношей Шубин попадает в Петербург и поступает в Академию художеств. После блестящего окончания совершает заграничное путешествие по Франции и Италии, избран членом Болонской академии художеств. Творческий диапазон Шубина разнообразен: монументальные произведения, декоративная пластика, рельефы, портреты. Его работы: “Портрет А.М. Голицина”, “Портрет И.С. Барышникова”, “Портрет П.В. Завадовского”.

Э.М. Фальконе (1716-1791) известен во Франции как мастер станковой, камерной и миниатюрной скульптуры. “Медный всадник” – итог его двенадцатилетней работы. Ф.Г. Гордеев (1744-1810) – мастер монументальной и декоративной скульптуры. Он проявил себя в мемориальной пластике (надгробие Н.М. Голициной). М.И. Козловский (1753-1802) – станковист (памятник А.В.Суворову на Марсовом поле в Петербурге).

Лекция. Искусство первой половины XIX в. Архитектура, скульптура. Живопись. Академическая живопись. К. Блюллов. А. Иванов. П. Федотов.

Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановки всенародного подъема, связанного с войной 1812 г. Рост интереса к художественной жизни в России выразился в создании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» (1807-1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русской галереи в Эрмитаже» (1825).

Архитектура начала XIX в.

В это время решаются большие градостроительные проблемы. В Петербурге завершается планировка основных площадей: Дворцовой, Сенатской. Интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом и даже архаическом варианте. Архитектура высокого и позднего классицизма обычно двухцветна – декоративные элементы белые, фон желтый или серый. Строятся театры, ведомства, конюшни, реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

В Петербурге работают А. Н. Воронихин (Казанский собор, Горный институт, 1806-1811 гг.), Тома де Томон, швейцарец (здание Биржи, 1805 г.), А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства, 1806-1823 гг.), К. И. Росси (Александрийский театр, 1828 г., Арка Главного штаба, 1819-1829 гг., Михайловский дворец (Русский музей), 1818-1825), В. П. Стасов (Павловские казармы на Марсовом поле,1817 г.).

Казанский собор – главное детище А. Н. Воронихина. Плуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного – западного, а со стороны бокового – северного фасада, образовала площадь в центре Невского проспекта. Горный институт (Горный кадетский корпус) имеет мощный дорический портик из двенадцати колонн, обращенный к Неве.

Тома де Томон изменил облик стрелки Васильевского острова, оформив полукругом берега двух русел Невы, поставив по краям ростральные колонны – маяки, образовав вокруг здания Биржи площадь Сама Биржа имеет вид греческого храма на высоком цоколе.

А.Д. Захаров, перестроив старое коробовское здание Адмиралтейства, превратил его в ансамбль Петербурга. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады – крылья выходят к Неве. Архитектор сохранил замысел центрального шпиля.

К. И. Росси мыслил ансамблями. Так создавался Михайловский дворец (Русский музей). В оформлении Дворцовой площади (1819-1829 гг.) перед К. И, Росси стояла труднейшая задача – соединить в единое целое барочный дворец Растрелли, монотонный классический фасад Главного штаба и министерств. Архитектор нарушил унылость последнего Триумфальной Аркой, открывающей выход к Большой Морской улице. Как некогда Растрелли, Росси сам составлял систему декора, конструировал мебель, создавал рисунки обоев, а также возглавлял огромную команду мастеров по дереву и металлу, живописцев и скульпторов. Он постоянно сотрудничал со скульпторами Пименовым-старшим и Демут-Малиновским, авторами колесниц на Арке Главного штаба и на Александрийском театре.

В. П. Стасов – самый «строгий» из всех архитекторов. Он строил Павловские казармы на Марсовом поле, Императорские конюшни на набережной Мойки (1816 г.), собор Измаиловского полка (1828 г.). В. П. Стасов подчеркивал массу, ее пластическую тяжесть. Если он применял декор, то чаще всего это орнаментальные фризы.

В Москве работают О. Н. Бове (Большой театр, 1822 г.), Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев. О. Н. Бове участвует в решении градостроительных задач, где необходимо было соединить средневековую архитектуру с новой застройкой. Площадь с объектом Большого театра у ее основания, будучи как и петербургские площади одной из самых больших – имела московскую отличительную черту – она была замкнута, не входила в ожерелье площадей.

Почти всегда вместе плодотворно работали Дементий Иванович Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев. Д. И. Жилярди перестроил сгоревший во времена войны Университет (1817-1819 гг.). Особое обаяние русского ампира донесли до нас московские жилые дома первой трети XIX в. В них мирно сосуществовали торжественные аллегорические фигуры на фасадах с мотивами балконов и палисадников в духе провинциальных усадеб. Здесь во всем царила композиционная живописность и динамика, в отличии от Санкт-Петербургского равновесия и упорядоченности (дом Луниных у Никитских ворот Д. И. Жилярди; дом Хрущевых (ныне Музей .А. С. Пушкина).А. Г. Григорьева). Эти два архитектора способствовали распространению ампира по всей России.

К 1840-м гг. классицизм утратил свою гармонию, утяжелился и усложнился (Исаакиевский собор в Петербурге, строившейся Огюстом Монфераном 40 лет). В творчестве мастеров середины века преобладают стилизации: псевдоготика у Н. Л. Бенуа (Царские конюшни и вокзал в Новом Петергофе), барокко у А. И, Штакеншнейдера (дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге), древнерусского стиля у К. АА, Тона (храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве).

Скульптура.

Пути развития скульптуры неразрывно связаны с архитектурой. И. П. Мартос (1752-1835) в 1780-1890 гг. прославился своими надгробиями, излучающими величие и тишину. В 1804-1818 гг. он работает над созданием памятника Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Вместе с Ф. Щедриным И. П. Мартос работает над скульптурами для Казанского собора. Степан степанович Пименов (1784-1833) и Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) работали над скульптурами воронихинского Горного института. Они создали Колесницу Славы Триумфальной Арки. Знаток античности, особенно гомеровской Греции, Федор Толстой создает знаменитые рельефы-медальоны, посвященные войне 1812г.

В середине века скульптура либо движется к сухости академизма, либо стремится отобразить многогранный мир. Но в том и другом случие она постепенно утрачивает монументальность Петр Карлович Клодт создает композицию «Укрощение коней» для Аничкова моста.

Живопись.

Ведущее направление в живописи – романтизм. Огюст А. Кипренский – первый романтик в русском искусстве, портретист. На его знаменитой картине «Портрет Евграфа Владимировича Давыдова» показан сплав военной доблести, светского изящества и возвышенности поэтической души. Этот портрет – жертва музейного недоразумения. Сто лет считали, что изображенный – поэт-партизан Денис Давыдов.

Сельвестр Щедрин (1791-1830). Академия художеств с детства была его родным домом – отец Федеос Щедрин, известный скульптор, был адъютант-ректором Академии, ее профессором был и дядя пейзажист Семен Щедрин. Сельвестр поступил в Академию в 9 лет, закончил с золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. В Риме он жил недолго, переехал в Неаполь. Навыки свободной живописи он обрел на пленере. Свет и воздух сделались героями его живописи. Здесь темная глубина гротов контрастирует с ярким солнцем. С. Щедрин оттягивал свое возвращение в Петербург, т. к. до него дошли слухи о декабрьском восстании 1925 г., до конца жизни он так и не вернулся в Россию.

 Василий Тропинин (1776-1857) – самый популярный московский портретист пушкинской эпохи. Он бывший крепостной, только в 47 лет получает от отца вольную. За всю жизнь написал почти 3000 портретов. Нарядные и приятные образы – это не четкое следование оригиналу. Живописец старался избегать хмурых лиц. Его модели: мечтательные дамы, которым он подправлял носы и уменьшал рты; военные, которых он делал сильнее и энергичнее; дородные купцы и значительные сановники. Он неоднократно повторял своих застенчивых золотошвеек, кокетливых кружевниц, сентиментальных мальчиков с птичками. Наследник сентиментализма XVIII в., он не остался в стороне от романтических веяний и считался предшественником передвижничества.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) – художник, в чьем творчестве бытовой жанр впервые в русском искусстве получил форму стройной концепции. С 1819 г. Венецианов жил в имении Сафонково Тверской губернии, наблюдал крестьянскую жизнь, подчиненную размеренному ритму. Его герои пребывают в бесконфликтном, вневременном мире. Самобытный русский пейзаж с сереньким небом, бескрайними полями напоминают стихи Тютчева «Край родной долготерпимый» («Спящий пастушок»). В имении он обучал местных ребятишек рисованию. И в среде художников появилось много его последователей. Их называли венециановцами.

Карл П. Брюллов (1799- 1852) – выпускник Петербургской Академии художеств (окончил в 1822 г.). Уехал в Италию, в 1834 г. представляет картину «Последний день Помпеи». В русской исторической живописи до Брюллова главным действующим лицом был герой, совершающий свой поступок в присутствии оттеняющих его лиц. В картине Брюллова представлено романтическое переживание исторического события как движения народных масс. В художнике с коробкой кистей на голове художник запечатлел самого себя.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) после окончания Академии едет в Италию, где не ищет светских развлечений, поводя свои дни в стенах мастерской и на этюдах. За картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835) получает звание академика и его срок пенсионерства продляется на три года. Картина «Явление Христа народу» писалась в Риме. Первые эскизы датируются 1833 г. В 1837 г. Иванов начал работать над большим полотном и посвятил картине 20 лет. В последнее десятилетие жизни у Иванова возникает идея создания цикла библейско-евангельских росписей для какого-либо общественного здания. Неоконченные, выполненные акварелью библейские эскизы органически завершают творчество Иванова. Эти эскизы представляют новые возможности графики, ее пластического и линейного ритма, акварельного пятна, необычайную свободу в трактовке сюжетов.

Павел Федотов (1815-1852). Картина «Сватовство майора» экспонировалась на выставке 1849 г. и была дебютом художника. Он получил за нее звание академика. П. Федотов – бывший офицер Финляндского полка, самоучка. Особенность картины – точность мимики, жестов, поз, пауз между фигурами. Помимо занятий живописью, художник пел, писал стихи, в том числе и к картинам. Он их называл рацедиями. Его картины нравоучительны, они вызывают улыбку и восхищение «изяществом» преподнесения морали.

Лекции по Истории русского искусства