Лекции по Истории русского искусства

Введение в историю культуры
Христианская культура Руси
Культура Владимире-Суздальской Руси
Культура России в XVI в
Русская культура XVII в
Культура эпохи Петра Великого
Культура России 1725–1800 гг
Золотой век русской культуры
Культура второй половины золотого века
Лекции по Истории русского искусства
Культура восточных славян и древнерусское
искусство X-XIII веков
Деревянная архитектура древних славян
и Древнерусского государства
Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.
Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв
Искусство Руси XVII вв.
Искусство Руси XVIII в.
Искусство Руси второй половины XVIII в.
Искусство второй половины XIX в.
Архитектура русского модерна.
Авангард. Архитектура конструктивизма
ВХУТЕМАС
Преподаватели ВХУТЕМАСа
 

Искусство второй половины XIX в.

В середине и во второй половине XIX в. основополагающим является принцип правдоподобия, который в архитектуре выразился в точной имитации деталей исторического стиля, будь то барочный картуш, мавританская арка или готический проем. Ведущим становится историзм, а позднее – эклектика, основанные на признании равенства всех исторических стилей.

Живопись.

Практическая направленность общественной мысли после реформ 1864 г. (отмена крепостного права) внушила художникам веру в эффективность прямой критики действительности с целью устранения его вопиющих пороков.

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) был очень чуток к изменениям общественного климата и его творчество в поворотных точках своего развития дает точные ориентиры для понимания эволюции русского искусства от 50-х к 80-м гг. XIX в Начиная с подробного «рассказывания» ситуации («Сельский крестный ход на пасхе», 1861) с обнаженной критикой и сатирической тенденцией, автор постепенно переходит к эмоционально-лирическому выражению конфликта («Последний кабак у заставы», 1868); от многофигурной композиции к двух и одно-фигурным («Проводы покойника», 1865). Соответственно вырастает значение отдельной человеческой фигуры с одной стороны, и пейзажа – с другой.

В 60-х гг. получает развитие жанровая живопись, центральная тема которой – критика обесценивания всех ценностей жизни, где все от религии до семейных уз стало предметом корысти. Так работают В. В. Пукирев («Неравный брак», 1862), Н. Неврев («Торг. Из недавнего прошлого», 1866), И. Прянишников («Порожняки», 1872), А. Л. Юшанов («Проводы начальника», 1864), Л. П. Соломаткин («Славильщики-городовые», 1872), В. Якоби («Привал арестантов», 1861), А. Морозов и др. Из бытового жанра выделяются портрет и пейзаж, удельный вес которых в 70-х гг. значительно возрастает. Картина И. Прянишникова «Шутники» написана по следам поставленной пьесы Островского и демонстрирует свою зависимость от приемов театральной режиссуры, влияние которой очень сильно в 60-е гг.

Получает развитие историческая живопись (Шварц) и пейзаж 50-70-х гг. (Айвазовский, Лагорио, Саврасов, Каменев, Клодт).

Развивается сатирический жанр. Н. В. Иеврев – главный рисовальщик сатирического журнала «Гудок».

Деятельность передвижников.

В 70-е гг. искусство приобретает иное направление. Его отличают поиски положительных начал и ценностей жизни. В это время живопись становится более доступной. Она имеет свою критику в лице В. В. Стасова и И. Н Крамского, и своего мецената в лице П. М. Третьякова. Еще в 1856 г. П. М. Третьяков начинает свою собирательную деятельность. С 70-х гг. И. Н. Крамской становится советчиком П. М. Третьякова в деле приобретения картин.

В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел «бунт 14». Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Крамским, заявила протест против принятого в Академии обычая писать отчетную работу по одной теме. Потребовав свободного выбора сюжетов и не получив его, группа демонстративно вышла из Академии. В 1871 г. представители молодой прогрессивной живописи учредили свою выставочную организацию – «Товарищество передвижных выставок.», идею которой привез в Петербург Мясоедов, а работал над организацией ее воплощения Крамской. До передвижников выставки устраивались в Петербурге под эгидой императорской Академии художеств и в Москве под флагом Московского училища, юридически существующего на правах Академии. Идея передвижных выставок была радикальным шагом проникновения искусства в провинциальные города России.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) родился в городе Острогожске Воронежской губернии. Дед и отец были простые писари, мещане. С детства Крамской влюбился в живопись. Выучил его приезжий харьковский фотограф Я. П. Данилевский, который нанял его ретушером. С фотографией он объездил всю русскую провинцию, и она же привела его в Петербург. В 1857 г. поступает в Академию, где на него давит казенная обстановка и равнодушие. Возглавляет «бунт 14». Над произведением «Христос в пустыне» Крамской работает и размышляет много лет. Репин, будучи маленьким мальчиком , приходил на квартиру к Крамскому. Вслед за картиной «Христос в пустыне» художник затевает работу над вторым большим полотном на евангельский сюжет под названием «Хохот» (1877-1882). Картина изображает Христа, выставленного в ночь перед казнью на посмешище грубой толпы.

Н. Н. Ге (1831-1894) – выпускник Петербургской Академии, воспитанный на позднеромантических традициях искусства Брюллова и еще заставший в Риме Иванова, он объединяет в собственном искусстве патетику и склонность к эффектам первого с пристальным интересом к евангельской тематике второго. В «Тайной вечере» (1863) сюжет трактуется смело, нестандартно. Повышенная эмоционально-психологическая выразительность, драматизм и патетика проявляются и в портретном творчестве («Портрет Герцена»). Если Крамской дает в портретах синтетические, итоговые характеристики, то Ге отражает психологический процесс, противоречивое борение мысли и чувства («Петр I допрашивает царевича Алексея»)..

Жанровая живопись.

В 70-е гг. укрупняется формат жанровых картин, что выражает более широкое рассмотрение темы и возвеличивание человеческого образа. В картинах видна не только боль о народе, но и восхищение им, не только грустное долготерпение, но и стойкость перед испытаниями, мужество и сила характера, красота народного быта. (Максимов В. М. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; Мясоедов Г. Г. «Земство обедает», 1872; Савицкий К. А. «Встреча иконы», 1878; Маковский В. Е. «На бульваре»; Ярошенко Н. А, «Кочегар», «Заключенный», 1878, «Всюду жизнь», 1888).

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) близок по духу передвижникам. Он родился в Череповце. Учился в кадетском корпусе, ложился спать в 12 ночи, вставал в 3-4 утра. Отличник. Затем поступает в Академию. В 1853 г. уезжает на Кавказ. Затем в Париже поступает в Академию. Через 3 года путешествует по Каракумам. В Самарканде с горсткой солдат участвует в сражении против орды. Итог поездки – персональная выставка в Петербурге. Затем снова Туркестан. Он умел экспонировать свои работы, тратил большие деньги на оформление выставки, организовывал подсветку картины. Он был популярным художником, выставлялся в Вене, Париже, Мюнхене. Затем Верещагин едет в Индию. После путешествия, едва приступив к написанию крупных картин, в связи с началом русско-турецкой войны добровольцем уходит на войну. В 1887-1888 гг. совершает поездки по провинциальным русским городам. Устраивает выставку в Нью-Йорке. Затем 3 года путешествует по Америке. В 1903 г. едет в Японию. В 1904 г. участвует в русско-японской войне. Погиб на корабле, который подорвался на мине.

 Пейзажная живопись 70-х - 80-х гг.

В жанре пейзажа работали Саврасов А. К., Шишкин И. И., Васильев Ф. А., Куинджи А. И., Поленов В. Д., Репин И.

Саврасов А. К. (1830-1897) будучи одним и любимых педагогов Московского училища воспитал не одно поколение художников. Он является основателем жанра лирического пейзажа («Грачи прилетели», «Проселок»).

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в городе Елабуга, где повсюду простилались дремучие леса с лесными озерами. Отец Шишкина, купец второй гильдии любил науку и образование, в глухом краю на собственные деньги построил водопровод, писал историю родного края, переписывался с профессорами Московского университета. Художник прошел хорошую школу сначала в Московском художественном училище, затем в Московской художественной Академии. За успехи Шишкина И. И. в 1859 г. отправляют в Германию, откуда он возвращается досрочно. После возвращения он вошел в Артель художников, которую возглавлял Крамской. И. Шишкин был очень силен., знакомится с Федором Васильевым (младше его на 14 лет) и женится на его сестре. Он привнес в пейзаж многое из академической школы: монументальные по размерам полотна, четкость композиции и рисунка («Рожь», «Корабельная роща», «Сосновый бор»). Русская природа у Шишкина И. И., по мнению критика В. В. Стасова, - природа для богатырского народа. Главная тема его искусства выражена в надписи автора на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать». Интересно, что в отличие от художников-лириков, художник редко изображает весну и осень, утро и вечер, переменчивую погоду. Выработанная Шишкиным И. И. система обладает удивительной цельностью и устойчивостью. В последние годы жизни мастер преподавал в Академии. Но альтернативную пейзажную мастерскую возглавил Архип Иванович Куинджи. Разные подходы и методики преподавания обострили отношения, и Шишкин уходит из Академии.

Васильев Ф. А. (1850-1873) - это гениальный юноша, по мнению Крамского, который занимал среднее положение между Саврасовым и Шишкиным. Советами последнего он пользовался, посещая Рисовальную школу поощрения художников. С Шишкиным его объединяет внимательное отношение к рисунку, к объемной форме предмета, тяготение к большой картине, к специфической импозантности вида, С Саврасовым – лирическое, взволнованно-эмоциональное переживание жизни природы («Мокрый луг», «Оттепель»). Н. Н. Ге отмечает: «Он открыл мокрое, живое, светлое, движущееся небо…» Последние два года жизни он провел в Крыму.

Куинджи А. И. (1842-1910) в творчестве близок романтической тенденции. Но не драматическая взволнованность привлекает художника, а намеренно-изысканные, иногда сфантазированные на реальной основе виды, отмеченные каким-либо эффектом освещения («Березовая роща»). Очищенность изображения от жизненно-случайного, изменчивого придает пейзажам характер рационалистически сконструированного зрелища. Он изображает пейзажи с птичьего полета, оставляет открытым первый план, создавая дистанцию между зрителем и той частью пространства, где сосредоточен основной эффект картины. Мастер руководит пейзажным классом в Петербургской академии, воспитывая А. Рылова, Н. Рериха, К. Богаевского.

Поленов В. Д. (1844-1927) окончил Петербургскую академию художеств и готовил себя к карьере исторического живописца, но увлекся пейзажем («Московский дворик»). Это мягкая деликатная живопись. В Париже познакомился с Тургеневым. Пишет декорации для театра Мамонтова. Путешествовал на Восток, был в Византии, Болгарии, Греции, Палестине. В конце 80-х гг. мастер принимается за цикл «Жизнь Христа». Центральным произведением евангельского цикла Поленова В. Д. Является «Христос и грешница». У него сложились теплые отношения с И. Репиным, В. Васнецовым.

Продолжателем традиций Саврасова и Васильева был Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Уже первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Сокольники» (1879), где женскую фигуру писал его товарищ по училищу Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено и куплено Третьяковым. Расцвет творчества Левитана попадает на рубеж 80-90 гг. («Березовая роща», «Вечерний звон», «Золотая осень», «Март».). Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Его вибрирующий мазок создает пейзаж настроения.

Вершиной реализма в русской живописи является творчество И Репина и В. Сурикова.

Репин Илья Ефимович (1844-1930) родился на Украине в Харьковской губернии. Первым учителем считал Крамского, с которым встретился в Обществе поощрения художников. В 1872 г. закончил Петербургскую академию художеств с золотой медалью. Картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) вызвала бурную реакцию общественности. Она была снята с экспозиции по требованию министра путей и сообщений. В 1873 г. Репин уежает в пенсионерскую поездку во Францию, где вместе с Поленовым пишет этюды и обращает внимание на свет и воздух. Из французских художников отмечает Курбе и Мане. Продолжая традицию Перова, Крамского и Ге, Репин оставил портреты знаменитых писателей, композиторов, актеров (Мусоргского М., Толстого Л., Стасова, Актрисы П. А, Стрепетовой и др.) Его мастерство проявилось в групповом портрете «Торжественное заседание Государственного Совета 1 мая 1901 года» в день столетнего юбилея со дня его учреждения. Интересны этюды к картине, где модели обобщаются до гротескной выразительности. Репину подвластны почти все жанры (не писал батальных сцен). Он создал замечательную школу живописцев, был теоретиком, скульптором, графиком.

Василий Иванович Суриков(1848-1916) сибиряк, родом из Красноярского края. В Петербургскую академию художеств поступает со второго раза. По окончании Академии поселяется в Москве и берет единственный за всю жизнь заказ на живопись для храма Христа Спасителя архитектора Тона. Картина «Утро стрелецкой казни» прославила художника. Еще до открытия IX передвижной выставки Репин писал П. М. Третьякову, что картина Сурикова является гордостью нашей на этой выставке. Мастер пишет исторические картины; «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова».»Взятие снежного городка». Д. Сарабьянов писал: «Герои Сурикова сопричастны истории, герои Репина соизмеримы с обычной реальностью».

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) обращается в своем творчестве или к сказке («Аленушка», 1881) или к былине («Витязь на распутье», «Богатыри», 1898), аккумулируя народную мудрость. Автор находит здесь позитивное, Идеальное начало. В 80-90-х гг. Васнецов вместе с другими мастерами работает над росписями и иконами. Владимирского собора в Киеве. Художник занимается театрально-декоративной живописью (декорации к опере «Снегурочка»). Он стремится раскрыть образ русского пейзажа с его протяженностью, мягкостью очертаний, отсутствием мягких контрастов.

Архитектура второй половины XIX в.

Вторая половина XIX в. – это время эклектики. Дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (архитектор А, И. Резанов, 1867-1871) выстроен в стиле итальянского палаццо, с использованием в интерьере рококо, классицизма, «русского» стиля Псевдорусский стиль обязан своим возникновением увлечению древнерусским зодчеством, деревянной архитектурой, резьбой, вышивкой. Фасады зданий украшались «мраморными» полотенцами и кирпичными «вышивками». Шатры и узорочье XVIII века было особенно популярно в качестве форм. К концу 80-х гг. вырабатывается своего рода стереотип здания в национальном стиле (здание Исторического музея в Москве, архитекторы А. А, Семенов, В. О. Шервуд; здание Городской Думы или музей В. И. Ленина, архитектор Д. Н. Чичагов). Здание Верхних Торговых рядов или ГУМ (архитектор Померанцев) завершено островерхними кровлями, игрушечными башенками, фигурными наличниками.

Скульптура.

Кризисное положение архитектуры отразилось в скульптуре, где монументальность и синтетичность форм на время была утрачена (памятник Пушкину в Москве, скульптор А. М. Опекушин;. «Памятник Тысячелетию России», скульптор М. О. Микешин).

М. М. Антокольский (1843-1902) компенсирует отсутствие монументальности изображением «монументальных» личностей («Иван Грозный», «Петр I», «Ермак», «Христос», «Смерть Сократа», «Спиноза» и др). Скульптор склонен к символико-аллегорическим обобщениям. Выразительность формы подменяется выразительностью пантонимы, пазы, жеста, мимики. Принадлежавший к «старым» передвижникам, Антокольский ближе всего стоит к Крамскому и Ге.

Лекции по Истории русского искусства