Теория и история отечественной культуры

Преподаватели ВХУТЕМАСа.

Бабичев Алексей Васильевич (1887-1963). Скульптор. В 1904-1905 гг. занимался в частной студии И. Дудина и К. Юона. В 1907-1912 гг. учился в МУЖВЗ сначала на живописном, затем на скульптурном отделении. В 1913-1914 гг. совершил поездку в ряд европейских стран. Преподавал в Первых ГСХМ (1918-1920 гг.), на Скульптурном факультете ВХУТЕМАСа (1920-1924 гг.) и на Рабфаке Искусств (1921-1930 гг.), где с 1925 г. был заведующим ИЗО отделением. Член ИНХУКа, АХРР.

Балихин Виктор Степанович (1893-1953). Архитектор. Окончил ВХУТЕМАС в 1924 г. Преподавал дисциплину «Пространство» на Основном отделении (1923-1929 гг.). Декан Основного отделения (1928-1929 гг.). Преподавал «Архитектурную композицию» на Архитектурном факультете. Член АСНОВА.

Бруни Лев Александрович (1894-1948). Живописец и график. Преподавал на Основном отделении (рисунок), на Полиграфическом факультете (рисунок, акварель), на монументальном отделении Живописного факультета (живопись, рисунок) в 1924-1930 гг. Член «Мир искусства», «Маковец», «Четыре искусства».

Буров Андрей Константинович (1900-1957). Архитектор. Окончил ВХУТЕМАС в 1925 г., оставался там ассистентом в 1925-1927 гг. Член ОСА.

Веснин Александр Александрович (1883-1959). Архитектор, живописец, художник театра. Преподавал дисциплину «Цвет» на Основном отделении и на Архитектурном факультете (1921-1930 гг.). Член ИНХУКа, руководитель ОСН, член объединения «Октябрь».

Веснин Леонид Александрович (1880-1933). Архитектор. Учился в Академии художеств в Петербурге. Преподавал в Первых ГСХМ и на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.).

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964). Живописец и график. Преподавал рисунок на Основном отделении, на Текстильном, Полиграфическом и на Живописном факультетах. Член ОМХ, АХРР, «Маковец».

Гинсбург Моисей Яковлевич (1892-1946). Архитектор. Окончил Академию художеств в Милане (1914 г.) и архитектурный факультет Рижского Политехнического института в Москве (1917 г.). Преподавал «Историю архитектуры» и «Теорию архитектурной композиции» на Архитектурном факультете (1922-1930 гг.). Член ОСА и объединения «Октябрь».

Голосов Илья Александрович (1883-1945). Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.).

Голубкина Анна Семеновна (1884-1927). Скульптор. Училась в МУЖВЗ, в Академии Карла Росси в Париже (1895-1896), пользовалась советами Родена. Преподавала в Первых ГСХМ (1918-1920 гг.), на Скульптурном факультете ВХУТЕМАСа (1920-1922 гг.). Член МОЛХ, МТХ, ОРС.

Грюн Оскар Петрович (1874-1935). Художник по тканям. Преподавал специальную композицию машинной набойки на Текстильном факультете (1920-1930 гг.).

Докучаев Николай Васильевич. Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.). Член ИНХУКа и АСНОВА.

Древин Александр Давидович (1889-1938). Живописец. Преподавал живопись на Основном отделении и на Живописном факультетах (1920-1930 гг.). Член ОМХ, «Бубнового валета».

Ефимов Иван Семенович (1878-1959). Скульптор. Преподавал на Скульптурном факультете (1920-1930 гг.). Член МТХ, ОРС.

Жолтовский Иван Владиславович (1867-1959). Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1923 гг.).

Истомин Константин Николаевич (1887-1942). Живописец и график. Преподавал живопись на Основном отделении и на других факультетах (1923-1930 гг.). Был деканом Основного отделения и проректором учебной части (1923-1926 гг.). Член «Четыре искусства», АХРР, «Маковец».

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944). Живописец и график. Основатель «Синего всадника» в Мюнхине. Преподавал станковое искусство на Живописном факультете (1920-1921 гг.). Член ИНХУКа. С конца 1921 г. жил за границей (Германия, Франция).

Клуцис Густав Густавович (1895-1944). Живописец и график. Преподавал дисциплину «Цвет» на Основном отделении и на Архитектурном, Полиграфическом, Деревообрабатывающем, Металлообрабатывающем факультетах (1924-1930 гг.). Член объединения «Октябрь».

Коненков Сергей Тимофеевич (1874-1971). Скульптор. Преподавал в Первых и Вторых ГСХМ. Член СРХ, «Мира искусства». В 1924-1945 гг. жил в США.

Королев Борис Данилович (1885-1963). Скульптор. В 1907-1910 гг. занимался в частных студиях Рерберга. Преподавал на Скульптурном факультете (1920-1924 гг.). Создатель Живскульптпрха, член ИНХУКа, ОМХ, АХРР, ОРС.

Кринский Владимир Федорович (1890-1971). Архитектор. Преподавал дисциплину «Пространство» на Основном отделении и «Архитектурное проектирование» на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.). Член Живскульптпрха, ИНХУКа, АСНОВА.

Кузнецов Павел Варфаломеевич (1878-1968). Живописец и график. Учился в МУЖВЗ (1897-1903 гг.) и в частных академиях Парижа в 1905 г. Преподавал на Живописном факультете. Член «Мир искусства», «Голубая роза», СРХ, «Четыре искусства».

Куприянов Николай Николаевич (1894-1933). График. Учился в частной мастерской у Остроумовой-Лебедевой (1912-1917 гг.), Кардовского и Петрова-Водкина. Преподавал на отделении Литографии (1922-1929 гг.). Член «Четыре искусства», Ост.

Куприн Александр Васильевич (1880-1960). Живописец. Учился в МУЖВЗ и в частных мастерских. В 1913-1914 гг. совершил поездку в Италию и Францию. Преподавал живопись на театральном отделении Живописного факультета и художественную композицию на Текстильном факультете (1927-1930 гг.). Член ОМХ, «Бубнового валет», «Московские живописцы».

Лавинский Антон Михайлович (1893-1968). Архитектор и скульптор. Закончил техническое училище в Баку. Учился на скульптурном отделении Академии художеств в Петрограде. Преподавал на скульптурном факультете (1920-1923 гг.), на Деревообрабатывающем факультете (1923-1926 гг.). Член ИНХУКа и ЛЭФа.

Ладовский Николай Александрович (1881-1941). Архитектор. Закончил МУЖВЗ в 1917 г. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.). Член Живскульптпрха, ИНХУКа, создатель и руководитель АСНОВА и АРУ.

Леонидов Иван Ильич (1902-1959). Архитектор. Окончил Архитектурный факультет ВХУТЕМАС в 1927 г. Преподавал на Архитектурном факультете (1927-1930 гг.). Член ОСА.

Лисицкий Лазарь Маркович (1890-1941). График, архитектор и художник-конструктор. Учился на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте (1909-1914 гг.) и в Рижском Политехническом институте в Москве. В 1921-1925 гг. жил в Германии и Швейцарии. Преподавал монументальную живопись на Живописном факультете (1921 г.) и «Внутреннее оборудование» на Деревообрабатывающем факультете (1926-1930 гг.). Член ИНХУКа.

Мельников Константин Степанович (1890-1974). Архитектор. Закончил живописное и архитектурное отделения МУЖВЗ. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1924 гг., 1927-1928 гг.).

Митурич Петр Васильевич (1887-1956). График. Учился в Киевском художественном училище и в Академии художеств в Петрограде. Преподавал рисунок на Основном отделении, Полиграфическом и Архитектурном факультете (1924-1929 гг.). Член «Мир искусства», «Четыре искусства».

Моор Дмитрий Стахиевич (Орлов) (1883-1946). График. Преподавал литографию на Полиграфическом факультете (1929-1930 гг.). Член объединения «Октябрь», председатель ОРРП.

Мухина Вера Игнатьевна (1889-1953). Скульптор. Училась в частных студиях К. Юона, Н. Синициной и И. Машкова в Москве (1909-1912 гг.), в ряде частных академий и у А. Бурделя в Париже (1912-1914 гг.). Преподавала дисциплину «Объем» на Основном отделении (1924-1926 гг.) и скульптуру на Скульптурном и Керамическом факультете (1927-1929 гг.). Член ОРС.

Новицкий Павел Иванович (1888-1971). Художественный критик, социолог, педегог. Ректор ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Член объединения «Октябрь».

Павленко Оксана Трофимовна (1895-19…). Живописец и художник-керамист. Училась в Киевском художественном училище. Преподаватель и декан Керамического факультета (1929-1930 гг.).

Павлинов Павел Яковлевич (1881-1966). График. В 1906-1908 гг. работал в Мюнхине. Преподавал рисунок на Основном отделении, рисунок и ксилографию на Полиграфическом факультете. Член МТХ и «Четыре искусства».

Рабинович Исаак Моисеевич (1894-1961). Театральный художник. Преподавал на театрально-декоративном отделении Живописного факультета (1925-1930 гг.).

Родионов Михаил Семенович (1885-1956). Живописец и график. Учился в МУЖВЗ. Преподавал рисунок на Основном отделении, на Текстильном и Скульптурном факультетах (1925-1930 гг.). Член ОМХ, АХРР, «Маковец».

Родченко Александр Михайлович (1891-1956). Живописец, график, художник-конструктор, фотограф. Преподавал «Графику» на Основном отделении (1920-1923 гг.) и конструирование на Металлообрабатывающем факультете (1922-1930 гг.). Член Живскульптпрха, ИНХУКа и ЛЭФа.

Степанова Варвара Федоровна (1894-1958). Живописец, график. Преподавала «Художественную композицию» на Текстильном факультете (1924-1928 гг.). Член ИНХУКа.

Татлин Владимир Евграфович (1885-1953). Живописец, график, художник-конструктор, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1902-1903 гг.) и в Пензенском художественном училище (1904-1909 гг.). Преподавал культуру материала (1927-1930 гг.).

Удальцова Надежда Андреевна (1886-1961). Живописец. Училась в частных студиях К. Юона в Москве и в Париже (1912-1913 гг.). Преподавала на Основном отделении, Живописном и Скульптурном факультетах (1920-1930 гг.). Член ИНХУКа, ОМХ.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964). Живописец, график (гравер). Ректор ВХУТЕМАСа (1923-1926 гг.). Преподавал рисунок и «Теорию композиции» на Полиграфическом факультете.

Фалилеев Вадим Дмитриевич (1879-1950). График. Окончил Академию художеств в Петрограде. Преподавал на Полиграфическом факультете (1920-1924 гг.). С 1925 г. жил за границей.

Филиппов Алексей Васильевич (1882-1956). Специалист по керамике. Преподавал (1920-1923 гг, 1927-1930 гг.).

Флоренский Павел Александрович (1882-1943). В 1904 г. окончил физико-математическое отделение МГУ, затем в 1908 г. Московскую духовную Академию. Преподавал «Анализ пространства» на монументальном отделении Живописного факультета (1921-1924 гг.) и «Анализ перспективы» на Полиграфическом факультете (1921-1925 гг.).

Чернышов Николай Михайлович (1885-1973). Живописец, график. Преподавал на монументальном отделении Живописного факультета (1920-1930 гг.). Член «Мир искусства», «Маковец», ОМХ.

Чернышов Сергей Егорович (1881-1963). Архитектор. Окончил МУЖВЗ и Академию художеств в Петрограде. Преподавал на Деревообрабатывающем и Архитектурном факультете (1920-1930 гг.).

Шевердяев Николай Алексеевич (1887-1952). График. Преподавал офорт и фотомеханику на Полиграфическом факультете (1922-1930 гг.).

Шевченко Александр Васильевич (1882-1948). Живописец. Учился в МУЖВЗ и в частных студиях в Париже. Преподавал на Живописном факультете (1920-1930 гг.). Член «Мир искусства», «Маковец», «Ослиный хвост», «Цех живописцев», МТХ, ОМХ.

Штеренберг Давид Петрович (1881-1948). Живописец, график. Преподавал на Живописном факультете (1920-1925 гг.). Председатель ОСТ.

Щусев Алексей Викторович (1873-1943). Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1924-1930 гг.).

Экстер Анна Александровна (1884-1949). Живописец, театральный художник, художник декоративно-прикладного искусства. Преподавала на Живописном факультете (1920-1921 гг.). Член «Бубнового валета», «Союза молодежи».

Лекция. Советское искусство. Массовая культура. Современное русское искусство.

Несмотря на демагогическое воспитание простого труженика – «строителя светлого будущего», отрицалось само право человека на свободу духа, на свое видение мира. Это привело к тому, что пути и судьбы художников, работающих совместно в 1920-е гг. все более расходились. Одни как бы – или в действительности – канули в небытие, другие стали «ведущими художниками эпохи» 1930-х гг. Судьбой одних было умолчание, безвестность и трагическое забвение, неизбежная фальшь и заведомая ложь сопровождали славу других. Появились бесчисленные произведения вроде картин В. Ефанова и Г. Шегаля о «вожде, учителе и друге», «председательствующем» на съездах, бесчисленные портреты «вождя народов». Ложно оптимистически изображалась жизнь деревни в больших праздничных полотнах С. Герасимова «Колхозный праздник», А. Пластова «Праздник в деревне» (1937 г.).

Вместе с тем в искусстве 1930-х гг. можно назвать немало имен интересно работавших художников: Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян, Фаворский, Корин (однако, важная в жизни Корина картина «Русь уходящая» так и не состоялась, и причина этому – художественная атмосфера тех лет). В Ленинграде с 1925 г. работала школа-мастерская Филонова. Здесь под его руководством были исполнены оформление знаменитого издания финского эпоса «Калевала», декорации к «Ревизору». Но в 1930-е гг. мастерская мастера постепенно пустеет. Ученики покидают мастера. Подготовленная еще в 1930 г. в ГРМ выставка работ Филонова так и не открылась. Ей суждено было состояться лишь через 58 лет. Ведущими становятся другие художники.

Б. В. Иогансон (1893-1973) в 1920-е гг. пишет картины «Рабфак идет», «Советский суд». В 1933 г. на выставке «15 лет РККА» экспонирует картину «Допрос коммунистов»., в 1937 г. – полотно «На старом уральском заводе». В обоих произведениях Иогансон выступает как будто бы продолжателем традиций, заложенных русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым. Картинам свойственна прямолинейность толкования.

В 1930-е гг. много работает Дейнека. Лаконизм деталей, выразительность силуэта, сдержанный линейный и цветовой ритм – основные принципы его искусства. Для выставки «20 лет РККА» Дейнека написал одно из поэтичных и романтических произведений «Будущие летчики» (1938),: три обнаженные мальчишеские фигуры (изображенные со спины), на берегу моря, глядящие на гидроплан в голубом небе, - будущие его покорители. Много картин Дейнеки этих лет посвящено спорту.

В эти годы продолжают работать Н. Крымов (1884-1958), А. Куприн, каждый из которых своими индивидуальными средствами создает эпически-величавый образ Родины («Речка», 1929; «Летний день в Тарусе, 1940, Крымова; «Тиамская долина», 1937, Куприна). Живописно щедры, романтичны многие крымские и среднерусские пейзажи А. Лентулова, полны жизни и его натюрморты («Натюрморт с капустой»,1940).

В сравнении с 1920-ми годами расширяются географические рамки пейзажа как жанра. Художники едут на Урал, в Сибирь, на Крайний Север. Художники национальных республик запечатлевают красоту родного края. Зеленые долины, ослепительные снежные горы Армении, ее древние храмы и новые стройки предстают на полотнах Сарьяна (“Сбор винограда”, “Цветы и фрукты”).

Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке “Искусство, техника и современная жизнь”, устроенной в Париже. Советский павилион был построен по проекту Б. М. Иофана. Скульптурную группу для него сделала В, И. Мухина (“Рабочий и кохозница”).

В 1930-е гг. развивается анималистическая скульптура, где выделяются имена двух мастеров – В. Ватагина, прекрасно знающего не только особенности, но и психологию животных, много работающего в дереве («Гималайский медведь», 1925) и бронзе («Тигр»,1925), и И. Ефимова, исполнявшего свои произведения в самых разных материалах более обобщенно, декоративно, чем Ватагин, и наделяющего зверя чертами антропоморфизма («Кошка с шаром», 1935, фарфор; «Петух», 1932, кованая медь). Драгоценнейшая часть творчества обоих – рисунки.

В графике этих лет ведущее место продолжают занимать иллюстрации книги. В. А. Фаворский, который и сам работает очень интенсивно (гравюры на дереве к «Слову о полку Игореве», к «Vita Nova» Данте, к «Гамлету» Шекспира), возглавляет целую школу графиков.

В годы Великой Отечественной войны как и в годы революции ведущее место занимает плакат. Плакат «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги, и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с плакатом «Ты записался добровольцем?». С первых дней войны по примеру «Окон РОСТА» начали выходить «Окна ТАСС». Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» работали М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, которые также много создали в жанре журнально-газетной карикатуры. В это время появляются многообразные фронтовые зарисовки бойцов, моряков, партизан, санитарок, командиров, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру (литографии Верейского, гравюры С. Кубуладзе, акварели А. Фонвизина, рисунки М. Сарьяна и т. д.). Среди военных пейзажей особое место занимают изображения блокадного Ленинграда (гуаши Я. Николаева и М Платунова, акварели и пастели Е. Белухи и С. Бойма и пр.). Интересны серии Л. В. Сойфертиса «Севастополь» (1941-1942), «Крым» (1942-1943), «Кавказ» (1943-1944). Сойфертис изображает не трагические стороны войны, а быт, будни войны, которые ему, черноморскому моряку, были хорошо знакомы.

В послевоенные годы продолжается процесс нарушения общественных норм жизни, демократических свобод. Наметившиеся еще в предвоенные годы тенденции псевдогероики, театрального пафоса продолжали развиваться. Этот процесс охватил все виды искусства: изобразительные, театр, кино, литературу. Создавалось огромное количество работ, удручающих мелкотемьем и штампованностью формы. В эти годы военная тема остается очень актуальной. Но при этом она часто делается в бытовом ключе (Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», 1951). Пейзаж претерпевает некоторые изменения. Все чаще приходит изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком. Все явственнее тяготение к монументальности в пейзажах М. Сарьяна (серия «Моя Родина»). Эпическое начало появляется даже в глубоко лирических, левитановской традиции, картинах природы Н Ромадина (серия «Времена года», 1953; «Северная серия», 1954, и пр.). Героической романтикой дышит природа Прибайкалья у Ю. С. Подлясского. Просторы Каспия с упоением писал Я. Ромас.

В 40-50-е гг. в связи с восстановлением разрушенных городов и новым строительством интенсивно развивается монументальное искусство. Монументальная живопись находит применение в украшении общественных зданий, усиливая торжественность и нарядность интерьеров. Но постепенно (особенно со второй половины 50-х гг.) монументально-декоративная живопись проникает в небольшие помещения (кафе, клубы, детские сады и т. д.) и экстерьеры зданий. Ведущими мастерами в этой сфере являлись Дейнека, Фаворский и П. Корин. Дейнека и П. Корин исполняли мозаики для метрополитена. Корину принадлежат плафонные мозаики Московского метро «Комсомольская-кольцевая» (1951, арх. А. В. Щусев), посвященные образам великих русских полководцев – Александру Невскому, Минину, Пожарскому, Суворову, Кутузову; А. А. Мыльникову, А. Королеву и В. Снопову (1955) – мозайка «Изобилие» для вестибюлю станции «Владимирская» Ленинградского метро. Это примеры лючших монументальных произведений послевоенного времени. Но в этот период создавалось и много росписей, имеющих излишнюю деталировку.

В 1960-80-х гг. идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, обобщенности при яркой эмоциональности. Художники разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Ибо в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40-50-е гг. парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу «хорошего с лучшим», а также без иллюстративности – без того, что лишает произведение глубины и выразительности. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. И П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и другие в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергая всякую описательность. Здесь присутствует простая композиция, рисунок жесток, цвет условен, не отвечает натурным соотношениям. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным настроем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении (Н. Андронов «Плотогоны», 1959-1961; П. Никонов «Наши будни», 1960; В Попков «Строители Братской ГЭС», 1961; братья Смолины «Полярники», 1961). Упрощение композиции привело некоторых художников к известному схематизму.

Можно увидеть определенную эволюцию в развитии портрета от 60-х к 70-м и последующим годам. Поиск сурового лаконичного образа сменяется более углубленной психологической характеристикой.(Т. Салахов «Портрет Д. Шостаковича, 1976; И. Д. Серебряный «Портрет С. Рихтера»).

Начиная с 1980-х гг. в живописи нет единого стиля, нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств. Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнана вовсе. За плечами современных художников богатейший опыт поисков и находок, использование традиций древней живописи и приемов фото- и киномонтажа, как это делал в 20-е годы А Родченко. Вся эта широкая палитра выразительных средств выявляет разные творческие индивидуальности.

Лекции по Истории русского искусства