Теория и история отечественной культуры

Введение в историю культуры
Христианская культура Руси
Культура Владимире-Суздальской Руси
Культура России в XVI в
Русская культура XVII в
Культура эпохи Петра Великого
Культура России 1725–1800 гг
Золотой век русской культуры
Культура второй половины золотого века
Лекции по Истории русского искусства
Культура восточных славян и древнерусское
искусство X-XIII веков
Деревянная архитектура древних славян
и Древнерусского государства
Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв.
Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв
Искусство Руси XVII вв.
Искусство Руси XVIII в.
Искусство Руси второй половины XVIII в.
Искусство второй половины XIX в.
Архитектура русского модерна.
Авангард. Архитектура конструктивизма
ВХУТЕМАС
Преподаватели ВХУТЕМАСа
 

Преподаватели ВХУТЕМАСа.

Бабичев Алексей Васильевич (1887-1963). Скульптор. В 1904-1905 гг. занимался в частной студии И. Дудина и К. Юона. В 1907-1912 гг. учился в МУЖВЗ сначала на живописном, затем на скульптурном отделении. В 1913-1914 гг. совершил поездку в ряд европейских стран. Преподавал в Первых ГСХМ (1918-1920 гг.), на Скульптурном факультете ВХУТЕМАСа (1920-1924 гг.) и на Рабфаке Искусств (1921-1930 гг.), где с 1925 г. был заведующим ИЗО отделением. Член ИНХУКа, АХРР.

Балихин Виктор Степанович (1893-1953). Архитектор. Окончил ВХУТЕМАС в 1924 г. Преподавал дисциплину «Пространство» на Основном отделении (1923-1929 гг.). Декан Основного отделения (1928-1929 гг.). Преподавал «Архитектурную композицию» на Архитектурном факультете. Член АСНОВА.

Бруни Лев Александрович (1894-1948). Живописец и график. Преподавал на Основном отделении (рисунок), на Полиграфическом факультете (рисунок, акварель), на монументальном отделении Живописного факультета (живопись, рисунок) в 1924-1930 гг. Член «Мир искусства», «Маковец», «Четыре искусства».

Буров Андрей Константинович (1900-1957). Архитектор. Окончил ВХУТЕМАС в 1925 г., оставался там ассистентом в 1925-1927 гг. Член ОСА.

Веснин Александр Александрович (1883-1959). Архитектор, живописец, художник театра. Преподавал дисциплину «Цвет» на Основном отделении и на Архитектурном факультете (1921-1930 гг.). Член ИНХУКа, руководитель ОСН, член объединения «Октябрь».

Веснин Леонид Александрович (1880-1933). Архитектор. Учился в Академии художеств в Петербурге. Преподавал в Первых ГСХМ и на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.).

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964). Живописец и график. Преподавал рисунок на Основном отделении, на Текстильном, Полиграфическом и на Живописном факультетах. Член ОМХ, АХРР, «Маковец».

Гинсбург Моисей Яковлевич (1892-1946). Архитектор. Окончил Академию художеств в Милане (1914 г.) и архитектурный факультет Рижского Политехнического института в Москве (1917 г.). Преподавал «Историю архитектуры» и «Теорию архитектурной композиции» на Архитектурном факультете (1922-1930 гг.). Член ОСА и объединения «Октябрь».

Голосов Илья Александрович (1883-1945). Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.).

Голубкина Анна Семеновна (1884-1927). Скульптор. Училась в МУЖВЗ, в Академии Карла Росси в Париже (1895-1896), пользовалась советами Родена. Преподавала в Первых ГСХМ (1918-1920 гг.), на Скульптурном факультете ВХУТЕМАСа (1920-1922 гг.). Член МОЛХ, МТХ, ОРС.

Грюн Оскар Петрович (1874-1935). Художник по тканям. Преподавал специальную композицию машинной набойки на Текстильном факультете (1920-1930 гг.).

Докучаев Николай Васильевич. Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.). Член ИНХУКа и АСНОВА.

Древин Александр Давидович (1889-1938). Живописец. Преподавал живопись на Основном отделении и на Живописном факультетах (1920-1930 гг.). Член ОМХ, «Бубнового валета».

Ефимов Иван Семенович (1878-1959). Скульптор. Преподавал на Скульптурном факультете (1920-1930 гг.). Член МТХ, ОРС.

Жолтовский Иван Владиславович (1867-1959). Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1923 гг.).

Истомин Константин Николаевич (1887-1942). Живописец и график. Преподавал живопись на Основном отделении и на других факультетах (1923-1930 гг.). Был деканом Основного отделения и проректором учебной части (1923-1926 гг.). Член «Четыре искусства», АХРР, «Маковец».

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944). Живописец и график. Основатель «Синего всадника» в Мюнхине. Преподавал станковое искусство на Живописном факультете (1920-1921 гг.). Член ИНХУКа. С конца 1921 г. жил за границей (Германия, Франция).

Клуцис Густав Густавович (1895-1944). Живописец и график. Преподавал дисциплину «Цвет» на Основном отделении и на Архитектурном, Полиграфическом, Деревообрабатывающем, Металлообрабатывающем факультетах (1924-1930 гг.). Член объединения «Октябрь».

Коненков Сергей Тимофеевич (1874-1971). Скульптор. Преподавал в Первых и Вторых ГСХМ. Член СРХ, «Мира искусства». В 1924-1945 гг. жил в США.

Королев Борис Данилович (1885-1963). Скульптор. В 1907-1910 гг. занимался в частных студиях Рерберга. Преподавал на Скульптурном факультете (1920-1924 гг.). Создатель Живскульптпрха, член ИНХУКа, ОМХ, АХРР, ОРС.

Кринский Владимир Федорович (1890-1971). Архитектор. Преподавал дисциплину «Пространство» на Основном отделении и «Архитектурное проектирование» на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.). Член Живскульптпрха, ИНХУКа, АСНОВА.

Кузнецов Павел Варфаломеевич (1878-1968). Живописец и график. Учился в МУЖВЗ (1897-1903 гг.) и в частных академиях Парижа в 1905 г. Преподавал на Живописном факультете. Член «Мир искусства», «Голубая роза», СРХ, «Четыре искусства».

Куприянов Николай Николаевич (1894-1933). График. Учился в частной мастерской у Остроумовой-Лебедевой (1912-1917 гг.), Кардовского и Петрова-Водкина. Преподавал на отделении Литографии (1922-1929 гг.). Член «Четыре искусства», Ост.

Куприн Александр Васильевич (1880-1960). Живописец. Учился в МУЖВЗ и в частных мастерских. В 1913-1914 гг. совершил поездку в Италию и Францию. Преподавал живопись на театральном отделении Живописного факультета и художественную композицию на Текстильном факультете (1927-1930 гг.). Член ОМХ, «Бубнового валет», «Московские живописцы».

Лавинский Антон Михайлович (1893-1968). Архитектор и скульптор. Закончил техническое училище в Баку. Учился на скульптурном отделении Академии художеств в Петрограде. Преподавал на скульптурном факультете (1920-1923 гг.), на Деревообрабатывающем факультете (1923-1926 гг.). Член ИНХУКа и ЛЭФа.

Ладовский Николай Александрович (1881-1941). Архитектор. Закончил МУЖВЗ в 1917 г. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1930 гг.). Член Живскульптпрха, ИНХУКа, создатель и руководитель АСНОВА и АРУ.

Леонидов Иван Ильич (1902-1959). Архитектор. Окончил Архитектурный факультет ВХУТЕМАС в 1927 г. Преподавал на Архитектурном факультете (1927-1930 гг.). Член ОСА.

Лисицкий Лазарь Маркович (1890-1941). График, архитектор и художник-конструктор. Учился на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте (1909-1914 гг.) и в Рижском Политехническом институте в Москве. В 1921-1925 гг. жил в Германии и Швейцарии. Преподавал монументальную живопись на Живописном факультете (1921 г.) и «Внутреннее оборудование» на Деревообрабатывающем факультете (1926-1930 гг.). Член ИНХУКа.

Мельников Константин Степанович (1890-1974). Архитектор. Закончил живописное и архитектурное отделения МУЖВЗ. Преподавал на Архитектурном факультете (1920-1924 гг., 1927-1928 гг.).

Митурич Петр Васильевич (1887-1956). График. Учился в Киевском художественном училище и в Академии художеств в Петрограде. Преподавал рисунок на Основном отделении, Полиграфическом и Архитектурном факультете (1924-1929 гг.). Член «Мир искусства», «Четыре искусства».

Моор Дмитрий Стахиевич (Орлов) (1883-1946). График. Преподавал литографию на Полиграфическом факультете (1929-1930 гг.). Член объединения «Октябрь», председатель ОРРП.

Мухина Вера Игнатьевна (1889-1953). Скульптор. Училась в частных студиях К. Юона, Н. Синициной и И. Машкова в Москве (1909-1912 гг.), в ряде частных академий и у А. Бурделя в Париже (1912-1914 гг.). Преподавала дисциплину «Объем» на Основном отделении (1924-1926 гг.) и скульптуру на Скульптурном и Керамическом факультете (1927-1929 гг.). Член ОРС.

Новицкий Павел Иванович (1888-1971). Художественный критик, социолог, педегог. Ректор ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Член объединения «Октябрь».

Павленко Оксана Трофимовна (1895-19…). Живописец и художник-керамист. Училась в Киевском художественном училище. Преподаватель и декан Керамического факультета (1929-1930 гг.).

Павлинов Павел Яковлевич (1881-1966). График. В 1906-1908 гг. работал в Мюнхине. Преподавал рисунок на Основном отделении, рисунок и ксилографию на Полиграфическом факультете. Член МТХ и «Четыре искусства».

Рабинович Исаак Моисеевич (1894-1961). Театральный художник. Преподавал на театрально-декоративном отделении Живописного факультета (1925-1930 гг.).

Родионов Михаил Семенович (1885-1956). Живописец и график. Учился в МУЖВЗ. Преподавал рисунок на Основном отделении, на Текстильном и Скульптурном факультетах (1925-1930 гг.). Член ОМХ, АХРР, «Маковец».

Родченко Александр Михайлович (1891-1956). Живописец, график, художник-конструктор, фотограф. Преподавал «Графику» на Основном отделении (1920-1923 гг.) и конструирование на Металлообрабатывающем факультете (1922-1930 гг.). Член Живскульптпрха, ИНХУКа и ЛЭФа.

Степанова Варвара Федоровна (1894-1958). Живописец, график. Преподавала «Художественную композицию» на Текстильном факультете (1924-1928 гг.). Член ИНХУКа.

Татлин Владимир Евграфович (1885-1953). Живописец, график, художник-конструктор, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1902-1903 гг.) и в Пензенском художественном училище (1904-1909 гг.). Преподавал культуру материала (1927-1930 гг.).

Удальцова Надежда Андреевна (1886-1961). Живописец. Училась в частных студиях К. Юона в Москве и в Париже (1912-1913 гг.). Преподавала на Основном отделении, Живописном и Скульптурном факультетах (1920-1930 гг.). Член ИНХУКа, ОМХ.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964). Живописец, график (гравер). Ректор ВХУТЕМАСа (1923-1926 гг.). Преподавал рисунок и «Теорию композиции» на Полиграфическом факультете.

Фалилеев Вадим Дмитриевич (1879-1950). График. Окончил Академию художеств в Петрограде. Преподавал на Полиграфическом факультете (1920-1924 гг.). С 1925 г. жил за границей.

Филиппов Алексей Васильевич (1882-1956). Специалист по керамике. Преподавал (1920-1923 гг, 1927-1930 гг.).

Флоренский Павел Александрович (1882-1943). В 1904 г. окончил физико-математическое отделение МГУ, затем в 1908 г. Московскую духовную Академию. Преподавал «Анализ пространства» на монументальном отделении Живописного факультета (1921-1924 гг.) и «Анализ перспективы» на Полиграфическом факультете (1921-1925 гг.).

Чернышов Николай Михайлович (1885-1973). Живописец, график. Преподавал на монументальном отделении Живописного факультета (1920-1930 гг.). Член «Мир искусства», «Маковец», ОМХ.

Чернышов Сергей Егорович (1881-1963). Архитектор. Окончил МУЖВЗ и Академию художеств в Петрограде. Преподавал на Деревообрабатывающем и Архитектурном факультете (1920-1930 гг.).

Шевердяев Николай Алексеевич (1887-1952). График. Преподавал офорт и фотомеханику на Полиграфическом факультете (1922-1930 гг.).

Шевченко Александр Васильевич (1882-1948). Живописец. Учился в МУЖВЗ и в частных студиях в Париже. Преподавал на Живописном факультете (1920-1930 гг.). Член «Мир искусства», «Маковец», «Ослиный хвост», «Цех живописцев», МТХ, ОМХ.

Штеренберг Давид Петрович (1881-1948). Живописец, график. Преподавал на Живописном факультете (1920-1925 гг.). Председатель ОСТ.

Щусев Алексей Викторович (1873-1943). Архитектор. Преподавал на Архитектурном факультете (1924-1930 гг.).

Экстер Анна Александровна (1884-1949). Живописец, театральный художник, художник декоративно-прикладного искусства. Преподавала на Живописном факультете (1920-1921 гг.). Член «Бубнового валета», «Союза молодежи».

Лекция. Советское искусство. Массовая культура. Современное русское искусство.

Несмотря на демагогическое воспитание простого труженика – «строителя светлого будущего», отрицалось само право человека на свободу духа, на свое видение мира. Это привело к тому, что пути и судьбы художников, работающих совместно в 1920-е гг. все более расходились. Одни как бы – или в действительности – канули в небытие, другие стали «ведущими художниками эпохи» 1930-х гг. Судьбой одних было умолчание, безвестность и трагическое забвение, неизбежная фальшь и заведомая ложь сопровождали славу других. Появились бесчисленные произведения вроде картин В. Ефанова и Г. Шегаля о «вожде, учителе и друге», «председательствующем» на съездах, бесчисленные портреты «вождя народов». Ложно оптимистически изображалась жизнь деревни в больших праздничных полотнах С. Герасимова «Колхозный праздник», А. Пластова «Праздник в деревне» (1937 г.).

Вместе с тем в искусстве 1930-х гг. можно назвать немало имен интересно работавших художников: Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян, Фаворский, Корин (однако, важная в жизни Корина картина «Русь уходящая» так и не состоялась, и причина этому – художественная атмосфера тех лет). В Ленинграде с 1925 г. работала школа-мастерская Филонова. Здесь под его руководством были исполнены оформление знаменитого издания финского эпоса «Калевала», декорации к «Ревизору». Но в 1930-е гг. мастерская мастера постепенно пустеет. Ученики покидают мастера. Подготовленная еще в 1930 г. в ГРМ выставка работ Филонова так и не открылась. Ей суждено было состояться лишь через 58 лет. Ведущими становятся другие художники.

Б. В. Иогансон (1893-1973) в 1920-е гг. пишет картины «Рабфак идет», «Советский суд». В 1933 г. на выставке «15 лет РККА» экспонирует картину «Допрос коммунистов»., в 1937 г. – полотно «На старом уральском заводе». В обоих произведениях Иогансон выступает как будто бы продолжателем традиций, заложенных русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым. Картинам свойственна прямолинейность толкования.

В 1930-е гг. много работает Дейнека. Лаконизм деталей, выразительность силуэта, сдержанный линейный и цветовой ритм – основные принципы его искусства. Для выставки «20 лет РККА» Дейнека написал одно из поэтичных и романтических произведений «Будущие летчики» (1938),: три обнаженные мальчишеские фигуры (изображенные со спины), на берегу моря, глядящие на гидроплан в голубом небе, - будущие его покорители. Много картин Дейнеки этих лет посвящено спорту.

В эти годы продолжают работать Н. Крымов (1884-1958), А. Куприн, каждый из которых своими индивидуальными средствами создает эпически-величавый образ Родины («Речка», 1929; «Летний день в Тарусе, 1940, Крымова; «Тиамская долина», 1937, Куприна). Живописно щедры, романтичны многие крымские и среднерусские пейзажи А. Лентулова, полны жизни и его натюрморты («Натюрморт с капустой»,1940).

В сравнении с 1920-ми годами расширяются географические рамки пейзажа как жанра. Художники едут на Урал, в Сибирь, на Крайний Север. Художники национальных республик запечатлевают красоту родного края. Зеленые долины, ослепительные снежные горы Армении, ее древние храмы и новые стройки предстают на полотнах Сарьяна (“Сбор винограда”, “Цветы и фрукты”).

Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке “Искусство, техника и современная жизнь”, устроенной в Париже. Советский павилион был построен по проекту Б. М. Иофана. Скульптурную группу для него сделала В, И. Мухина (“Рабочий и кохозница”).

В 1930-е гг. развивается анималистическая скульптура, где выделяются имена двух мастеров – В. Ватагина, прекрасно знающего не только особенности, но и психологию животных, много работающего в дереве («Гималайский медведь», 1925) и бронзе («Тигр»,1925), и И. Ефимова, исполнявшего свои произведения в самых разных материалах более обобщенно, декоративно, чем Ватагин, и наделяющего зверя чертами антропоморфизма («Кошка с шаром», 1935, фарфор; «Петух», 1932, кованая медь). Драгоценнейшая часть творчества обоих – рисунки.

В графике этих лет ведущее место продолжают занимать иллюстрации книги. В. А. Фаворский, который и сам работает очень интенсивно (гравюры на дереве к «Слову о полку Игореве», к «Vita Nova» Данте, к «Гамлету» Шекспира), возглавляет целую школу графиков.

В годы Великой Отечественной войны как и в годы революции ведущее место занимает плакат. Плакат «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги, и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с плакатом «Ты записался добровольцем?». С первых дней войны по примеру «Окон РОСТА» начали выходить «Окна ТАСС». Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» работали М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, которые также много создали в жанре журнально-газетной карикатуры. В это время появляются многообразные фронтовые зарисовки бойцов, моряков, партизан, санитарок, командиров, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру (литографии Верейского, гравюры С. Кубуладзе, акварели А. Фонвизина, рисунки М. Сарьяна и т. д.). Среди военных пейзажей особое место занимают изображения блокадного Ленинграда (гуаши Я. Николаева и М Платунова, акварели и пастели Е. Белухи и С. Бойма и пр.). Интересны серии Л. В. Сойфертиса «Севастополь» (1941-1942), «Крым» (1942-1943), «Кавказ» (1943-1944). Сойфертис изображает не трагические стороны войны, а быт, будни войны, которые ему, черноморскому моряку, были хорошо знакомы.

В послевоенные годы продолжается процесс нарушения общественных норм жизни, демократических свобод. Наметившиеся еще в предвоенные годы тенденции псевдогероики, театрального пафоса продолжали развиваться. Этот процесс охватил все виды искусства: изобразительные, театр, кино, литературу. Создавалось огромное количество работ, удручающих мелкотемьем и штампованностью формы. В эти годы военная тема остается очень актуальной. Но при этом она часто делается в бытовом ключе (Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», 1951). Пейзаж претерпевает некоторые изменения. Все чаще приходит изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком. Все явственнее тяготение к монументальности в пейзажах М. Сарьяна (серия «Моя Родина»). Эпическое начало появляется даже в глубоко лирических, левитановской традиции, картинах природы Н Ромадина (серия «Времена года», 1953; «Северная серия», 1954, и пр.). Героической романтикой дышит природа Прибайкалья у Ю. С. Подлясского. Просторы Каспия с упоением писал Я. Ромас.

В 40-50-е гг. в связи с восстановлением разрушенных городов и новым строительством интенсивно развивается монументальное искусство. Монументальная живопись находит применение в украшении общественных зданий, усиливая торжественность и нарядность интерьеров. Но постепенно (особенно со второй половины 50-х гг.) монументально-декоративная живопись проникает в небольшие помещения (кафе, клубы, детские сады и т. д.) и экстерьеры зданий. Ведущими мастерами в этой сфере являлись Дейнека, Фаворский и П. Корин. Дейнека и П. Корин исполняли мозаики для метрополитена. Корину принадлежат плафонные мозаики Московского метро «Комсомольская-кольцевая» (1951, арх. А. В. Щусев), посвященные образам великих русских полководцев – Александру Невскому, Минину, Пожарскому, Суворову, Кутузову; А. А. Мыльникову, А. Королеву и В. Снопову (1955) – мозайка «Изобилие» для вестибюлю станции «Владимирская» Ленинградского метро. Это примеры лючших монументальных произведений послевоенного времени. Но в этот период создавалось и много росписей, имеющих излишнюю деталировку.

В 1960-80-х гг. идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, обобщенности при яркой эмоциональности. Художники разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Ибо в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40-50-е гг. парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу «хорошего с лучшим», а также без иллюстративности – без того, что лишает произведение глубины и выразительности. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. И П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и другие в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергая всякую описательность. Здесь присутствует простая композиция, рисунок жесток, цвет условен, не отвечает натурным соотношениям. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным настроем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении (Н. Андронов «Плотогоны», 1959-1961; П. Никонов «Наши будни», 1960; В Попков «Строители Братской ГЭС», 1961; братья Смолины «Полярники», 1961). Упрощение композиции привело некоторых художников к известному схематизму.

Можно увидеть определенную эволюцию в развитии портрета от 60-х к 70-м и последующим годам. Поиск сурового лаконичного образа сменяется более углубленной психологической характеристикой.(Т. Салахов «Портрет Д. Шостаковича, 1976; И. Д. Серебряный «Портрет С. Рихтера»).

Начиная с 1980-х гг. в живописи нет единого стиля, нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств. Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнана вовсе. За плечами современных художников богатейший опыт поисков и находок, использование традиций древней живописи и приемов фото- и киномонтажа, как это делал в 20-е годы А Родченко. Вся эта широкая палитра выразительных средств выявляет разные творческие индивидуальности.

Лекции по Истории русского искусства